yacc> Но я тебе предложил вполне потенциальный кейс - сделать это в рамках Совнархозов без центрального надзора министерств.
yacc> И я вижу тебе он нифига не нравится
В кейсе без министерств надо было как-то заинтересовать заказчика - чтобы именно твою машину он купил.
В частности взять ценой и качеством.
Рассмотрим цену на примере Минска. Это очень показательный пример как работало пока министерства еще полностью не заработали.
Из книги Карпиловича "Так и было".
Но вернусь к делам тех лет. Пришло время, когда вопрос резкого увеличения выпуска ЭВМ встал во весь рост. Требовалось изготавливать уже сотни машин в год, то есть вести в полном значении этих слов их серийное производство. Изделием, с которого началось решение данной задачи, стала ЭВМ «Минск-32». Однако, хотя документация на машину была подготовлена, само её конструкторско-технологическое решение лежало в русле традиционных представлений. ЭВМ была спроектирована для единичного изготовления (сварные каркасы, отсутствие литых деталей, незначительное число пластмассовых и штампованных составляющих, индивидуальная сборка и т. д.).
Решение о переработке конструкторской документации, по которой уже сделаны опытные образцы и ведётся подготовка к государственным испытаниям продукции, явление крайне редкое, если вообще не уникальное. Подобный шаг требовал немалого мужества.
Были взяты на вооружение принципы, ранее применявшиеся в автомобильной, авиационной, оборонной промышленности. Сформировали несколько групп специалистов, которые разъехались для изучения передового опыта в различные уголки Союза. Я был в составе командированных, которые изучали работу в этом направлении на Загорском, Ижевском и Кунцевском заводах. Другие мои коллеги-заводчане выезжали на предприятия Ленинграда, Пскова, Новгорода, третьи — посетили Прибалтику. Эти поездки дали очень многое. Особое внимание мы уделяли технологии литья, штамповки, производству печатных плат, сборке и, конечно же, методам наладки.
Все увиденное детально обсуждалось на заседаниях техсовета, перенимали лучшее. Так рождались первые планы технического перевооружения, которые и сегодня служат коллективу.
Итак, минчане
в инициативном порядке ( а не по указу КПСС ) решили увеличить темп выпуска и
сами же поехали по местам перенимать опыт.
Для серийного производства машины «Минск-32» необходимо было изготовить 30 крупногабаритных штампов. Нам самим эта задача была не по плечу. К тому же документация постоянно дорабатывалась. Коллеги-инструментальщики с автомобильного и тракторного выручить не смогли — сами были перегружены работой, заказов не принимали. Руководители СКБ Л. Волков и М. Темкин делали всё, чтобы конструкторская документация была максимально технологичной и была готова в срок. Но проблема крупногабаритной оснастки оставалась.
Вышестоящее начальство в решении этого вопроса помочь не могло. Что делать? Вот здесь-то М. Темкин вспомнил, что, будучи в командировке в Москве, беседовал по данной проблеме с товарищем из Днепропетровска, который даже обещал помочь в обмен на внефондовую поставку ЭВМ. И вот Темкин, Грамович и я — в Днепропетровске. Но наш заказ разместить не удалось, на заводах Днепропетровска тоже не хватало инструментальных мощностей. Нам посоветовали посетить «Южмаш» — гигант отечественного машиностроения. На «Южмаше» нас внимательно выслушали, посочувствовали, но... за дело тоже не взялись. Что делать дальше? Возвращаться в Минск несолоно хлебавши?
...Как раз в это время директор «Южмаша» Макаров закончил диспетчерское совещание. А почему бы нам не встретиться с начальником заводского вычислительного центра? Вдруг поможет? Его заместитель В. Хазов по-настоящему заинтересовался нами — ведь мы могли помочь его службе.
На следующий день наш новый знакомый сказал следующее:
— Вашу проблему может решить только директор. Однако производство перегружено. Но и мы в вас кровно заинтересованы. Езжайте домой, а я ещё раз переговорю с Макаровым. Ждите вестей.
Мы в свою очередь пообещали «Южмашу» не только внефондовую ЭВМ «Минск-32», но и её запуск, а также гарантийное обслуживание до конца срока эксплуатации.
И вот резолюция: спроектировать, открыть заказ, изготовить в течение года.
Ура! Но — срок не устраивает. Однако знаем: основная работа делается в низах. Не может быть, чтобы не решили. Не впервой. Главное — зацепились. Возвращаемся в Минск, зная, что сказана лишь первая буква алфавита. А ведь Макаров имел в виду, что документация на крупногабаритные штампы будет отработана, и в ней мы ничего менять не будем. А на самом деле...
Для того, чтобы получить крупногабаритные штампы поскорей, мы занялись максимально точной доводкой техдокументации: известно, как болезненно воспринимают изготовители любые изменения в чертежах.
Так мы решили поставленную задачу. Три железнодорожных платформы с крупногабаритной оснасткой к общей нашей радости благополучно прибыли в Минск. Можно было вздохнуть с облегчением.
А вот тут наглядно как решалась "мелкая" переделка - всего-то корпуса для ЭВМ сделать.
но и штампов мало
Но производственная жизнь так устроена, что решение одной задачи обязательно рождает ворох новых проблем. Для эффективного использования штампов нужны были крупнотоннажные прессы. Причём, с максимальным размером «стола» и усилием в 500—800 тонн. Конечно же, эти прессы были остродефицитные, распределялись строго по фондам.
Крепко поработали, чтобы продвинуть решение данной проблемы, заместитель главного инженера Аробянц и начальник бюро мощностей ОГТ Крищанович. Подключились и самые «верха» — начальник 8-го Главного Управления Министерства Николай Васильевич Горшков. Сам опытный производственник, инструментальщик, хорошо понимающий, что откуда берётся, он основательно поддержал нас морально и, главное, материально. Добился финансирования нашего заказа, используя при этом и разного рода «хитрости», нетрадиционные методы. Но игра, как говорится, стоила свеч!
Однако нельзя строить планы только в расчёте на коллег. В течение двух лет мы сумели организовать производство и ремонт крупногабаритной оснастки у себя на заводе. Это была большая победа коллектива. Ибо была создана база для дальнейшей плодотворной работы.
Но и это не все
Штампы, прессы. Нужно добавить, что под новую технологию пришлось произвести полную перепланировку каркасно-штамповочного цеха. Причём, опять-таки своими силами — поработали ОГТ и ОКС.
Очень важно в тот период было сформулировать задачу, делать её понятной всем участникам общей большой работы. Например: «Штамповать весь стальной лист, свести до минимума обработку резанием, освоить производство пластмассовых и литых деталей».
Исходили из того, что это экономичней, проще. Однако на первых порах новое всегда требует затрат, хлопот. Где взять гидравлические прессы для реактопластов, а также термопластавтоматы? Поиски вариантов закупки результатов не дали. Значит, нужно проектировать и делать самим, не прекращая, разумеется, поиска возможных изготовителей или продавцов. Группа специалистов во главе с талантливым инженером Золманисом спроектировала (и довольно удачно) тридцатитонный гидравлический пресс, а ремонтно-механический цех под началом Р.А. Малаховского и Г.С. Пупышева сумели изготовить это непростое оборудование. Причём, солидную партию — 30 штук!
Так что вопрос закупки отпал сам собой. Наши самоделки блестяще выдержали испытания и основательно послужили производству.
Т.е. еще и завод сам делал.
Причем в инициативном порядке.
А все ради массового изготовления.
Некоторым тут кажется, что перейдя на микросхемы автоматом все получается.
На самом деле - не так все просто. История Минска тому подтверждение.