Fakir> Ок, я принял неправильное решение, допустим, я сдохну в первую зиму от голода. Что это меняет? При таких масштабах гипотетической катастрофы человеком больше - человеком меньше...
Человек здесь, человек там, в итоге - тен-ден-ция. Это уже не человеки, а процент.
И дело здесь не в том, сдохнешь ты или нет, а в том, чем именно ты будешь в первые годы заниматься. В первые годы ты будешь элементарно выживать, приобретать навыки и обустраивать минималисткий свой быт. На абстракции в духе Вэйла - мол, забацаю свечной заводик трактор с газогенератором и буду в аренду сдавать - времени не останется.
Когда всё устаканится, когда подохнут все, кто должен был подохнуть, и выживут те, кто должен был выжить, люди начнут применять свои знания. Это произойдёт далеко не сразу, и будет протекать очень сложно и болезненно (потому что бОльшая часть времени таки будет уходить на выживание). И люди успеют наработать/передать лишь КРАЙНЕ малую толику того что знают и умеют в силу ограничений по свободному времени и ограничению внешними обстоятельствами.
Ну, в кпримеру, вот знаешь ты как в принципе построить ядерный реактор, паровоз и газогенератор. И на машинке вышивать умеешь. Ядерный реактор отпадает сразу. Паровоз - из-за отсутствия потребности. Газогенератор ты начал строить, но дело для тебя новое, сложное, материалов нет, инструментов нет, организация нетривиальная, работы дорогие... получается хреново... Допустим, в итоге сделал ты газогенератор и детям своим эту технологию передал. Но вместе с тобой в твоей общине умерли знания о ядерных реакторах, паровозах и умение вышивать на машинке. И почему ты полагаешь, что в других общинах будет иначе?
Множество знаний, что останется, будет пересечением того, что знали люди и того, что люди смогли реально (в силу технологических, общественных и экономических ограничений) применить и передать далее.
Конвертеры? Забудь! Их никто в первые годы построить не сможет, а значит это знание - жизнь отфильтрует как бесполезное и оно умрёт. Останется только в книгах. Даже если кто-то устно передаст (на перекуре: "сынку, ты знаешь, что чагуний можно выжигать до стали кислородным дутьём?"), эта инфа, скорее всего, сдохнет на втором поколении... да и не будет это мощным пластом знания, которым обладали металлурги поколения до катастрофы, так - намёки, ссылки на идею.
Fakir> В сумме - умение подобрать способ обмазки трубы, или там другого решения ДЛЯ ОБЩЕСТВА СОХРАНИЛСЯ.
Fakir> Мы же не Робинзона без кукурузы и Пятницы рассматриваем, ну ёшт.
Правильно. Потому что это умение непосредственно способствует выживанию. Передача этого знания экономически обусловлена.
А вот как нанести на глину красивую синюю глазурь, ты от меня не узнаешь - вряд ли мы с тобой об этом вообще заговорим. Это знание погибнет.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.