Адольф Шаевич, главный раввин России по версии Конгресса еврейских религиозных общин России
О Pussy Riot
КОРРЕСПОНДЕНТ: Итак, Межрелигиозный совет России осудил девушек из Pussy Riot.
ШАЕВИЧ: Мы осудили не самих девушек, а именно их действия. Они были совершены в храме. Ни синагога, ни мечеть, ни храм, ни дацан – не место для выражения своих политических взглядов или даже религиозных, которые не согласуются с традицией. Вот это мы осудили. А как там поступит суд – это уже их дело.
Здесь есть и наша вина общая. Отсутствие и религиозного, и вообще воспитания. Нет добра в обществе, совершенно. Вот высказал человек мнение, с которым вы не согласны, - ужас, что начинается. Кровь в голову, если не хуже из того, что может ударить в голову. Четвертовать, казнить и т.д. Дурак, идиот, мракобес – как только ни называют инакомыслящего. Ужасное общество. Терпимости нет, никакого уважения к мнению другого.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Адольф Соломонович, но Вы сейчас говорите о самих себе, о представителях конфессий. В данном случае нетерпимы – вы. Девушки пришли и сплясали в храме…
ШАЕВИЧ: Девушки не должны плясать в храме, это однозначно не место для этого. Это сакральное место. Пожалуйста, выступайте и говорите на площадях, сейчас это разрешается, можно даже без разрешения. Почему это в храме надо делать? Совершенно непонятно.
КОРРЕСПОНДЕНТ: К чему вы пришли? Что делать с девушками?
ШАЕВИЧ: Конечно, с ними лучше побеседовать. Рассказать о неправедности их поведения, побеседовать по-нормальному. Я не думаю, что это оголтелые девушки, которые не способны понять, что они делают. Это не 15-летние юнцы, а уже взрослые девушки, кое-кто уже матери.
Я лично мог бы пойти и поговорить. Но они все-таки относят к православным, насколько я знаю. Отец Всеволод Чаплин сам готов побеседовать пойти. Это нормально. А я лично не сторонник жестких мер, это никого никому не учит. Воспитывать надо. Почему-то мы решили, что большая часть нашей страны – это верующие люди. Нет, у нас сплошное фарисейство. Вчера мы были сплошные коммунисты и атеисты, сегодня мы вдруг все верующие. Не бывает так. За долгие годы советской власти людей оторвали от корней, лишили прошлого и будущего. Всё это надо восстанавливать. На это надо огромное количество времени, нервов, вложений умственных, физических, материальных.
Не думаю, что суровейшее наказание для этих женщин отобьет охоту у других совершать нечто подобное. Людей надо воспитывать. А карательными мерами мало чего добьешься. Суд – это не выход. Реальность сегодня такова: суд ничего не исправит и только испортит им жизнь, чего бы не хотелось. Они должны раскаяться и попросить прощение публично. У тех, кого они обидели: у церкви, у прихожан. Девочки должны были представлять последствия своего «выступления».