[image]

Alex 129

 
1 2 3 4 5 6 7

PSS

литератор
★★☆
A.1.> Нет, случайно не попадалось, а специально я этим вопросом не занимался.

Ясно, спасибо. Чувствую, будет такая же фигня, что с СТЗ...
   10.010.0

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> чувствую, будет такая же фигня, что с СТЗ...

"а вам это зачем?"© :)
   46.0.2490.8046.0.2490.80
+
+3
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
PSS>> чувствую, будет такая же фигня, что с СТЗ...
A.1.> "а вам это зачем?"© :)

Затем, что я как полный идиот увлеченный человек решил попробовать представить динамику СТЗ с течением времени. Для иллюстрации к одной работе. С годовым выпуском удалось разобраться достаточно быстро (только с 1932 годом были проблемы), но я ведь решил попробовать как все выглядело по месяцам (ха-ха), ну или хотя бы по кварталам.

А замечательные советские авторы вместо того, чтобы просто сказать сколько и когда выпущено использовали выражения вроде:

"На выпуск первых 25 тыс тракторов потребовался 21 месяц".
"За десять месяцев 1933 года выпущено 34 068 тракторов"
"17 июня 1935 года выпушен трактор № 147133".
"С конца ноября 1935 года завод перешел на выпуск 150 тракторов в день".
"Во время стахановской декады 7-17 февраля 1936 года удавалось выпускать по 150 тракторов в день"
и т д.

Впрочем, хуже всего такая "статистика"

"Сорвалась программа в январе, вы дали вместо тысячи тракторов — 750. Сорвалась февральская программа, дали меньше, чем в январе. Сорвалась мартовская, дали опять меньше, чем в январе. Более двух тысяч тракторов недодали стране за первые 3 месяца!"

Поубивав бы! :(

Впрочем, что получилось во вложении. Красный - выпуск по годам, оранжевый -по кварталам, зеленый - по месяцам.

А Путиловский хотел привести как пример было/стало.
Прикреплённые файлы:
СТЗ-1930-1937.jpg (скачать) [4697x1267, 1,9 МБ]
 
 
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 25.10.2015 в 07:43
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> Затем, что я как полный идиот увлеченный человек
PSS> А замечательные советские авторы вместо того, чтобы
PSS> Впрочем, хуже всего такая "статистика"

Коллега по несчастью, это мне все знакомо )))
Сам в свое время интересовался довоенной историей СТЗ.

Что могу сказать из своего опыта по приведенным выше примерам.
Дело в том что достаточно свободно, т.е. легко находящиеся в сети или в общедоступных библиотеках - это обычно изданные в советское время печатные труды (книги, газеты, брошюры и т.п.), где публиковались в основном материалы условного говоря пропагандисткого характера (самые разные - начиная там от партийных материалов "отчет XIX партконференции Гадюкинского райкома ВКПб", или "Задрюпинская область навстречу 50-летию великого октября" и кончая популярными в позднесоветские годы всякими юбилейными "корпоративными" изданиями аля "к 70-летию нашего завода").

Именно в таких источниках и писалось подобное: "выпуск тракторов по сравнению с прошлым годом вырос на 146%"(тм) - а сколько в прошлом году не сообщалось... :) - просто авторам в их целях подробные статистические данные были не нужны, плюс играл свою роль фактор очень любимой в те годы секретности. А "серьезную" статистику можно найти либо в заводских (если завод относительно уцелел до наших дней), либо в разного рода госархивах.

Пример - Госархив Волгоградской области:

Обратите внимание на перечень хранящихся там материалов по ВгТЗ - вот там скорее всего и можно накопать цифирь подобного рода:

Приказы и распоряжения директора завода, главного инженера; протоколы производственных и технических совещаний, заседаний производственно-хозяйственного актива, тех совета, квалификационной комиссии; стенограммы общезаводских собраний и митингов рабочих и служащих, стахановцев и ударников; техпромфинпланы, планы по производству, труду, себестоимости, капитальным вложениям.

Отчеты и доклады директора завода и главного инженера о восстановлении завода, основной деятельности, капитальном строительстве, подготовке кадров, годовые статотчеты по НОТ, НИР, рационализации и изобретательству, развитию и внедрению новой техники; справки о работе комсомольско-молодежных бригад.

Проекты, отчеты, рапорты, стенограммы о пуске, восстановлении завода, его награждении орденами, стахановском движении, методе Егора Агаркова, движении многостаночников, соцсоревновании, трудовой и общественной деятельности ударников и передовиков производства (1941 — 1986 гг.).

Хроника истории завода (1929—1946 гг.).

Технические проекты реконструкции завода, чертежи и спецификации деталей тракторов; акты испытаний узлов и деталей; карты по ведению технологических процессов (1934—1936 гг.).

Протоколы заседаний завкома профсоюза, профсоюзных конференций и собраний; переписка завкома профсоюза с городами, предприятиями, обществами дружбы с зарубежными странами об установлении дружеских и культурных связей, обмене делегациями (1941—1980 гг.).

Коллекция воспоминаний ветеранов труда по истории завода.
 


Причем обратите внимание на фразу (видимо погибли в войну):
Документы за 1930—1933, 1937—1940 гг. не сохранились.
 


Так что возможно материалы за эти годы придется искать уже в каких то центральных архивах, куда сдавали дела из аппаратов Минсельхозмаша и Миноборонпрома СССР - (причем не удивлюсь, что они до сих пор под грифом - не потому что это действительно так важно, а просто никому не интересно заниматься их рассекречиванием).

Так что найти необходимые цифры думаю в принципе можно - но дело это трудоемкое и затратное, и заниматься им надо только за хорошую зарплату или гонорар... :)
   46.0.2490.8046.0.2490.80

PSS

литератор
★★☆
PSS>> Затем, что я как полный идиот увлеченный человек
PSS>> А замечательные советские авторы вместо того, чтобы
PSS>> Впрочем, хуже всего такая "статистика"
A.1.> Коллега по несчастью, это мне все знакомо )))
A.1.> Сам в свое время интересовался довоенной историей СТЗ.
A.1.> Что могу сказать из своего опыта по приведенным выше примерам.

A.1.> Дело в том что достаточно свободно, т.е. легко находящиеся в сети или в общедоступных библиотеках - это обычно изданные в советское время печатные труды (книги, газеты, брошюры и т.п.), где публиковались в основном материалы условного говоря пропагандисткого характера (самые разные - начиная там от партийных материалов "отчет XIX партконференции Гадюкинского райкома ВКПб", или "Задрюпинская область навстречу 50-летию великого октября" и кончая популярными в позднесоветские годы всякими юбилейными "корпоративными" изданиями аля "к 70-летию нашего завода").

Можно конечно шутить, но по моему опыту (есть исключения) издания первого типа куда полезнее постсоветских. Где-то на порядок. После 90х на информационную составляющую часто просто забили. Зачем? Сделаем современные фотографии, разбавим парочкой классических и напишем общий текст. И все довольны.. А читаешь советскую книжку "Первенец советского тракторостроения" и видишь совершенно другой подход к делу. Ведь, по сути, та же юбилейная книжка, причем насмерть заидеологизированная. Как раз к 50 летию выпущенная. Но все цифры аккуратно подобраны и в их веришь. Хоть их и сложно использовать. И веришь не только потому, что на них ссылки приведены. Просто видно, что авторы реально сидели в архивах и все изучали. А большая часть современных изданий .. :(

Самые серьезные исключения, пожалуй, только в насмерть засекреченных областях. Но история СТЗ к ним точно не относится.

При этом особо обидно, что и советские книжки не идеал. Из-за оков цензуры многие вещи слишком искажены или упущены. Но такова жизнь..

Впрочем также, на мой, взгляд последнее время очень сильно приукрашивают и искажают уже советскую цензуру. Порой она была куда мягче, чем принято считать.

A.1.> Так что возможно материалы за эти годы придется искать уже в каких то центральных архивах, куда сдавали дела из аппаратов Минсельхозмаша и Миноборонпрома СССР - (причем не удивлюсь, что они до сих пор под грифом - не потому что это действительно так важно, а просто никому не интересно заниматься их рассекречиванием).
A.1.> Так что найти необходимые цифры думаю в принципе можно - но дело это трудоемкое и затратное, и заниматься им надо только за хорошую зарплату или гонорар... :)

Спасибо за советы. Действительно спасибо. Но лично я думаю, что именно с СТЗ все не так сложно. Особенно в его первые годы. Его стройка и пуск освещалась сверхподробно. А именно они наиболее интересные. Про следующие годы скучнее. Он уже вышел на свой расчётный режим. Да и отношение в конце 20х/начале 30х было другим. И многие данные, думаю, можно получить внимательно изучив подшивки Правды (или других газет) за те годы. Просто, если честно цель у меня была немного другой.

Просто мне в руки попался материал (можно считать, случайно), на основе которого можно сделать интересный очерк в том числе о том, что из себя представлял СТЗ и как его пускали. Особенно последнее. :D Тема не совсем моя, но очень интересная.

Можно конечно и в книгу оформить, но тогда подход должен быть другим, куда более сложным. А главное для этого требуется куда больше времени. А его как всегда нет. Так как нужно начинать книгу о Луне, и у нее больший приоритет. Но я уже (на свою голову) влез в тему, представляю общую картину, знаю где брать те или иные ссылки и т д. Просто обидно терять эту наработку. Ведь если я не начну все в ближайшие недели, то дальше смогу вернуться минимум через полгода и многую работу нужно будет делать с нуля.

На самом деле я хотел в понедельник но, как всегда, планы срываются и сдвигаются вправо. :D Если интересна тема, можете пожелать удачи. :) На неделю постараюсь приступить.
   10.010.0

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> Если интересна тема, можете пожелать удачи.

Интересна, желаю :)


PSS> На неделю постараюсь приступить.

А готовый труд можно будет где нибудь прочитать?
   11.011.0
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
PSS>> Если интересна тема, можете пожелать удачи.
A.1.> Интересна, желаю :)
PSS>> На неделю постараюсь приступить.
A.1.> А готовый труд можно будет где нибудь прочитать?

Поехали :) Первый шаг

Даешь трактор!

Очень давно хотел начать эту тему. Но все время что-нибудь мешало. 54899_original.jpg @ ic.pics.livejournal.com [ кеш ] — Значит, скоро на Марс? — В известном смысле. — В этой пятилетке у нас по плану? У Карташова застыла ложка с икрой. — Послушайте, молодой человек, — шепотом произнес он и стал размахивать ложкой. — Вы знаете, что такое подобный полет? Вы себе представляете? Для этого... — У него не нашлось слов, он задохнулся и бросил ложку. Вскочил. Сел. Снова вскочил. — Оглянитесь вокруг!…// Автомобильный
 


Думаю, за этот месяц закрыть тему

Так как Вы тоже плотно занимались историей СТЗ, то буду рад комментариям и указаниям на ошибки :)
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 02.11.2015 в 20:25

  • Bod [02.11.2015 17:47]: Перенос сообщений в Мусор
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
A.1.>

Нда. Знакомые фамилии.. :(

Куско - зам.главного инженера по производству
Зыбин - начальник сталелитейного цеха
Кузьмин - начальник центральной лаборатории завода
   10.010.0
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
Это было непросто, но я по сути завершил "американские" главы. :) Еще один маленький фрагмент и все. Дальше будут суровые трудовые будни СТЗ. :)

Хочу перед этим сделать небольшой пост посвященный тому, что произошло с СТЗ за время поездки советских инженеров в США.

Как в одном из своих постов, Вы упомянули, что американские инженеры тогда хотели донести советского руководства простой факт: "Самое сложное не построить завод, а его запустить!" Не подскажите, где эта история описывалась? Книга? Статья? Я бы ссылку привел
   10.010.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
PSS> А читаешь советскую книжку "Первенец советского тракторостроения" и видишь совершенно другой подход к делу. Ведь, по сути, та же юбилейная книжка, причем насмерть заидеологизированная. Как раз к 50 летию выпущенная. Но все цифры аккуратно подобраны и в их веришь. Хоть их и сложно использовать. И веришь не только потому, что на них ссылки приведены. Просто видно, что авторы реально сидели в архивах и все изучали.

Подозреваю, что те юбилейные книжки иногда заказывали профессиональным историкам. В смысле - историкам-экономистам. А те в советские времена - да в общем, наверное, и в нынешние, если профи - в архивав и первоисточниках сидели по уши, даже для каждого небольшого заводика. Там уж никаких брошюрок, куда там - только первоисточники.

Я просто такого насмотрелся по работе покойного деда - как раз историка. Какой остался огромный материал даже после выхода нескольких монографий, кучи статей, разделов в капитальных "Историях" и пр. - микрофильмы архивных документов со всего Союза (десятками), копии и выписки из всяких архивов, наброски, таблицы и графики всякие на ватманах - по железным дорогам, речному транспорту, сахарной промышленности, динамике помещичьего землевладения и организации хозяйства и т.д. и т.п. По одному не очень большому заводу пищепрома за 100 лет - три или четыре толстенных папки, и это уже "очищенное", не исходное сырьё, а почти готовое к публикации.
Ну и нынче мёртвым грузом лежит, конечно.

Очень может быть - и даже почти наверняка - что за столько лет где-то кто-то из профессионалов всем этим занимался и по заводам типа СТЗ. Но или опубликовано мизерным тиражом как книги, или статьями в специфических, малотиражных и опять-таки малодоступных любителям изданиях, или и неопубликовано вовсе, и в лучшем случае лежит папками черновиков в институтских архивах или у наследников - или, в худшем, давно сгинуло по помойкам и печкам.
   28.028.0

PSS

литератор
★★☆
Fakir> Очень может быть - и даже почти наверняка - что за столько лет где-то кто-то из профессионалов всем этим занимался и по заводам типа СТЗ. Но или опубликовано мизерным тиражом как книги, или статьями в специфических, малотиражных и опять-таки малодоступных любителям изданиях, или и неопубликовано вовсе, и в лучшем случае лежит папками черновиков в институтских архивах или у наследников - или, в худшем, давно сгинуло по помойкам и печкам.

Как раз с материалами по СТЗ проблем нет. Его очень активно освещали задолго до постройки. Потом в первый год пуска. Далее начиная с середины 30х. Тогда Горький как раз призвал активно публиковать историю советских заводов.

Потом опять же юбилейный сборник к 50летию завода. Причем, нужно сказать, он очень грамотно атрибутирован. На все проставлено ссылка, где данные взяты. Единственная проблема, большинство источников плохо доступны.

Потом очень многие успели написать мемуары, о работе на нем.

В результате, я без особого напряга нашел пять различных изданий разных лет. От 30х, до 80х.

Я на современные "юбилейные" издания наезжаю. Тем более, что как показывает мой опыт, вся информация доступна. Но слишком часто их делают "для галочки".
   10.010.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
PSS> Как раз с материалами по СТЗ проблем нет.

Эммм? Я что-то не так понял? Как раз же была грусть парой постов выше, что нет чётко прописанных количественных данных, в частности по выпуску, нет?

PSS> Я на современные "юбилейные" издания наезжаю. Тем более, что как показывает мой опыт, вся информация доступна. Но слишком часто их делают "для галочки".

А для нафига еще они нужны? Кто их читает? Так, чтоб выглядело солидно и обложка красивая. Чисто вопрос престижа.
   28.028.0

PSS

литератор
★★☆
PSS>> Как раз с материалами по СТЗ проблем нет.
Fakir> Эммм? Я что-то не так понял? Как раз же была грусть парой постов выше, что нет чётко прописанных количественных данных, в частности по выпуску, нет?

В случае с СТЗ 30х материалы есть, просто в дико дурацком виде. Явно чтобы выглядело солиднее. Но за ними стоят реальные цифры. Просто чтобы их получить, приходиться по сути решать СЛАУ с весьма дикими параметрами и некоторыми допущениями. :) Но так как все основано на реальных цифрах их вытащить можно. Просто хотелось без этого. :D

PSS>> Я на современные "юбилейные" издания наезжаю. Тем более, что как показывает мой опыт, вся информация доступна. Но слишком часто их делают "для галочки".
Fakir> А для нафига еще они нужны? Кто их читает? Так, чтоб выглядело солидно и обложка красивая. Чисто вопрос престижа.

Интересующиеся люди читают. :) Но только если издание полезное. Вот почему-то по советским "юбилейным" книжкам работать можно. Более того, работать нужно! Явной лжи там очень мало. И не важно про что речь, про космос или тракторы. А по современным, работать можно только с очень большими оговорками... Причем часто просто из-за лени авторов.
   10.010.0

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> Не подскажите, где эта история описывалась?

НЯП это были найденные в сети мемуары одного из советских ответ.работников бывшего в те годы замнаркомом НКТМ. Но это все по памяти, сходу не скажу - надо поискать.
   11.011.0
RU Alex 129 #10.12.2015 10:54  @Alex 129#09.12.2015 16:13
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> сходу не скажу - надо поискать.

Покопался в загашниках - это Гинзбург Семен Захарович:

Гинзбург, Семён Захарович — Википедия

Семён Захарович Гинзбург (1897—1993) — советский государственный деятель. Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат Верховного Совета СССР 1—2-го созывов. Член Центральной контрольной комиссии КПСС (1930—1934). Родился 23 октября (4 ноября) 1897 года в г. Минске. В 1927 году окончил инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища. Доцент, академик РААСН. Умер в Москве 15 мая 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. // ru.wikipedia.org
 

Мемуары называются:
С.З.Гинзбург "О прошлом для будущего". М.1986. с.240

Книжку эту читал на посвященном ему сайте sginzburg.msk.su (может кто то из энтузиастов завел или родственников), но увы сейчас эта ссылка битая.
   11.011.0

PSS

литератор
★★☆
A.1.> Мемуары называются:
A.1.> С.З.Гинзбург "О прошлом для будущего". М.1986. с.240
A.1.> Книжку эту читал на посвященном ему сайте sginzburg.msk.su (может кто то из энтузиастов завел или родственников), но увы сейчас эта ссылка битая.

Спасибо! Завтра схожу в библиотеку и возьму книгу. Также, если не сложно, может помните, где Вы взяли список репрессированных?
   10.010.0

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> Также, если не сложно, может помните, где Вы взяли список репрессированных?

"Первый навсегда: 75 лет Волгоградскому тракторному заводу" Волгоград, 2005

Это юбилейное заводское издание. Несколько лет назад была командировка на тогда еще еле живой ВгТЗ, и тамошние коллеги подарили экземпляр. В нем есть глава посвященная репрессиям.
   11.011.0

PSS

литератор
★★☆
PSS>> Также, если не сложно, может помните, где Вы взяли список репрессированных?
A.1.> "Первый навсегда: 75 лет Волгоградскому тракторному заводу" Волгоград, 2005
A.1.> Это юбилейное заводское издание. Несколько лет назад была командировка на тогда еще еле живой ВгТЗ, и тамошние коллеги подарили экземпляр. В нем есть глава посвященная репрессиям.

Еще раз спасибо, значит зря я тут расхожусь по поводу юбилейных изданий. :)
Просто накипело. Был не прав. Исправлюсь.

Если она у Вас недалеко, можете выполнить одну проверку? Проверить имя. Вы тогда написали

Куско - зам.главного инженера по производству

А по США тогда ездил инженер Куксо. Опечатка или разные люди?
   10.010.0

Alex 129

координатор
★★★★★
PSS> А по США тогда ездил инженер Куксо.

В данном издании - Куско.


PSS> Опечатка или разные люди?

Все может быть.
   47.0.2526.8047.0.2526.80
+
+3
-
edit
 

ahs

старожил
★★★★
Сообщение было перенесено из темы Зарубежный Интернет о России в Сирии.
A.1.> Сербы кому нибудь интересны? Освещать? :p

Алекс, ты таки Алекс, или группа из 129 товарищей? Когда ты успеваешь?
   

Mishka

модератор
★★★
ahs> Алекс, ты таки Алекс, или группа из 129 товарищей? Когда ты успеваешь?
У него ограничение на создание максимум только 129 дублей.
   37.037.0
+
-
edit
 
ahs>> Алекс, ты таки Алекс, или группа из 129 товарищей? Когда ты успеваешь?
Mishka> У него ограничение на создание максимум только 129 дублей.

Странная цифра. Тогда уже 128. Или 256. )
   1515
Luchnik> Странная цифра. Тогда уже 128. Или 256. )
Может у Алекса 129-ичная логика и он одноразрядный?
   42.042.0
GOGI> Может у Алекса 129-ичная логика и он одноразрядный?

Вариант. )
   1515
+
+2
-
edit
 

Dmb_2007

старожил
★☆
Luchnik>> Странная цифра. Тогда уже 128. Или 256. )
GOGI> Может у Алекса 129-ичная логика и он одноразрядный?

Тогда уж 130-ичная.
Если 129-ичная, то 129 будет записано как 10.
КМК :D
   47.0.2526.10647.0.2526.106
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru