ВО ФРЯЗИНЕ ЗАПУСТИЛИ ПРОИЗВОДСТВО РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОРОВ ДЛЯ СЛУХОВЫХ СИСТЕМ
13 декабря 2017
Вернуть слух станет проще. Речевые процессоры для систем кохлеарной имплантации начали выпускать в России. Производство открыли сегодня во Фрязине. Раньше эти устройства заказывали исключительно за рубежом, на ремонт тоже отправляли заграницу. Для слабослышащих людей это было связано с огромными финансовыми затратами. С новой производственной линейки ГК «Исток Аудио» уже скоро сойдут первые звуковые процессоры с маркировкой «Сделано в России».
Цена и обслуживание речевых процессоров с запуском их производства в России станет дешевле на треть.
Производство слуховых систем совместно организовали российская и датская компании. Обе — лидеры в своей сфере. «Исток Аудио» — более 20 лет производит медицинскую и реабилитационную технику, «Отикон» — компания с мировым именем в области слухопротезирования.
«Росэлектроника» разработала интерферометр на базе отечественных комплектующих, в том числе собственного производства. Лазерный интерферометрический измеритель наноперемещений, предназначенный для точного измерения длин, получил обозначение ЛИС-01М.
Прибор разработан совместно со специалистами московского ООО «Наномера», которые спроектировали оптикомеханическую часть интерферометра и программное обеспечение по обработке измерительных сигналов от фотоприемника. Со стороны холдинга в проекте участвовал Центральный научно-исследовательский технологический институт «Техномаш». Сотрудники института разработали радиоэлектронный модуль, включающий в себя синтезатор частот для управления акустооптическими преобразователями, усилители мощности, электронный блок фотодетектора и малошумящие источники питания интерферометра.
В интерферометре применяются термостабилизированные и термостатированные кварцевые генераторы предприятий «Завод Метеор» и «Морион». При этом использование российских компонентов позволило снизить уровень фазовых шумов при отстройке 100 кГц в полосе 1 Гц по сравнению с показателями, демонстрируемыми британскими генераторами.
19 декабря 2017 года Микрон запустил новую линию по производству чип-модулей для банковских карт, идентификационных документов и других электронных носителей персональных данных. Микрон – единственный в России производитель чип-модулей на собственных интегральных схемах.
«В микроэлектронике производство постоянно модернизируется, это необходимое условие конкурентоспособности. С запуском новой линии мощность цеха возрастает на порядок, до 10 миллионов единиц в месяц, что позволит нам удовлетворить растущий спрос на идентификационные документы. Только микросхемы отечественного производства гарантируют отсутствие недекларированных возможностей при идентификации – это один из ключевых элементов безопасности цифровой среды», - заявила генеральный директор ПАО «Микрон» Гульнара Хасьянова.
Инвестиции на текущем этапе модернизации, который продолжится до середины 2018 года, составят 220 млн. рублей.
«Научный коллектив под руководством заместителя директора Центра инжиниринга промышленных технологий НИТУ «МИСиС» Евгения Гореликова совместно с индустриальным партнером университета — АО «НПО „МАГНЕТОН“ разработал прототип магнитной системы для экономичного и экологичного магнитно-резонансного томографа на основе материалов и компонентов, выпускаемых в России. Инновационная разработка наших ученых, созданная в рамках государственной программы импортозамещения, позволит организовать производство установок МРТ, независимое от зарубежных поставщиков», — рассказала ректор Алевтина Черникова.
«Мы разработали инновационную технологию производства магнитотвердых магнитных материалов и постоянных магнитов с низкой себестоимостью, изготовленных из сплавов отечественных редкоземельных металлов и их соединений, в том числе полученных при переработке техногенных отходов магнитных производств, — рассказал руководитель проекта, заместитель директора Центра инжиниринга промышленных технологий НИТУ „МИСиС“ к.п.н Евгений Гореликов. — За счет использования техногенных отходов магнитного производства и дешевых сплавов редкоземов, при производстве сырья для постоянных магнитов нам удалось снизить их себестоимость почти в 1,5 раза. Использование новых магнитомягких материалов позволило разработать магнитный провод для магнитной системы томографа с низким уровнем потерь при сохранении высокого значения намагниченности насыщения (более 2 Тл). Все это позволило спроектировать и снизить вес постоянных магнитов, использованных в конструкции магнитной системы, почти на 30%, а значит, снизить и стоимость аппарата».
Для эксплуатации новой установки МРТ не потребуется криогенная техника, жидкий азот, жидкий гелий и вода для охлаждения (как в случае с МРТ на сверхпроводящих магнитах или электромагнитах). Потребляемая мощность этого уникального томографа составит менее 1 кВт, поэтому его можно будет питать даже от возобновляемых источников энергии, таких как солнечные батареи и ветрогенераторы.
В настоящее время российские и зарубежные аналоги разработанной магнитной системы уступают по величине индукции магнитного поля при значительно более высокой стоимости (почти в 2 раза). Сегодня основным мировым производителем редкоземельных металлов и редкоземельных постоянных магнитов (до 80%) является Китай.
«Росэлектроника» приступила к выпуску новой линейки нитрид-галлиевых (GaN) СВЧ транзисторов. Опытные образцы приборов прошли испытания в составе квадрокоптеров, радиостанций и аппаратуры локации аэропортов и в настоящее время поставляются более 20 предприятиям для тестовой эксплуатации.
Выходная мощность приборов – от 5 до 50 Вт, коэффициент усиления по мощности – от 9 до 13 дБ, КПД стока – не менее 45% на тестовой частоте 4 ГГц и 2,9 ГГц.
Разработчиком изделий выступило воронежское АО «НИИ электронной техники» и работает над расширением линейки GaN-транзисторов.
- Судя по всему, пора поговорить об импортозамещении...
- Проблемы в реализации мероприятий по импортозамещению ЭКБ таковы:
1. Имеет место полное отсутствие материалов отечественного происхождения, в том числе - кремниевых пластин (за рубежом использует диаметры от 350 до 450 мм), фоторезистов и химических реактивов, современных клеев (в т.ч. золотосодержащих), пластмасс и т.д.
2. Нет индустрии производства машин для электронной промышленности, в т.ч. литографических, включая рентгеновские, аппаратуры для скрайбирования и тестирования, промышленных роботов для установки и разварки кристаллов, аппаратуры чистых помещений, тестовой аппаратуры для микросхем, (включая статические и динамические измерительные системы), и т.д.
3. Отсутствуют отечественные линии производства кристаллов, а также развитые центры дизайна СБИС и САПР, совместимые с иностранными, и средства макетирования для отладки проектов.
Все эти факторы ведут к низкому качеству и большим срокам проектирования отечественной ЭКБ, а также в десятки раз повышают стоимость проектирования и производства отечественных компонентов. В настоящее время в РФ серийно производятся пластины сапфира диаметром от 120 до 150 мм и карбида кремния диаметром до 300 мм, что соответствует мировому уровню и создаёт большой экспортный потенциал. А вот выпуск дискретных компонентов - резисторов, конденсаторов, диодов, транзисторов и т.д., а также контактирующих и разъёмов - находится на очень низком уровне.
В СССР серийно производились кремниевые пластины диаметром до 100 мм. Последняя проекционная литографическая машина Р-584, разработанная в СССР, была запущена в серийное производство в 1986 году и вполне соответствовала тогдашнему мировому уровню.
Отдельным направлением создания ЭКБ было производство гибридных интегральных схем на основе тонко- и толстопленочных подложек. В СССР этим занимались, в основном, предприятия МРП, основными из которых являлись НПО «Авангард» и завод «Компонент» (г. Ленинград), НПО «Импульс» и НИИ «Радиотехники» (г. Москва), НПО «Приборостроения» (г. Борисов), НПО «Микроприбор» (г. Зеленоград), Научно-производственное объединение автоматики (г. Свердловск) и др.
Гибридные микросборки, как правило, представляли собой функционально законченные узлы и упаковывались в герметичные корпуса, эта продукция позволяла существенно уменьшить габариты приборов, но обладала высокой ценой.
В настоящее время этот сегмент промышленности практически утрачен. "В живых" осталось производство источников питания в АО "ЭлТом" (пос. Томилино Московской области) и микросборок приемопередатчиков (АО «Авангард»), выпускаемых небольшим тиражом.
Параллельно существовало направление производства многослойных керамических плат и упаковка кристаллов в полиамидные кристаллодержатели на импортном оборудовании. Эти производства были утрачены еще в конце 1990-х годов из-за дороговизны оборудования и резкого сокращения объёмов заказов.
Отдельным направлением было производство рентгеновских ламп, кинескопов и ламповых излучателей для авиационных индикаторов на лобовом стекле (ИЛС). СССР лидировал тогда на рынке рентгеновских ламп, а в настоящее время от этого направления осталось в "прединфарктном" состоянии только производство излучателей для ИЛС на ПО «Платан» в городе Фрязино.
К чему я это говорю? Восстановление всей этой инфраструктуры, во-первых, очень затратно, а во-вторых, оно должно опереться не на рыночную, а на плановую» экономику, что сегодня проблематично...
- Так есть ли шансы выхода из такой ситуации?
- Наиболее реальный путь - использование полупроводниковых производств в «нейтральных странах» (в основном Юго-Восточной Азии), где могут реализовываться проекты, разработанные в дизайн-центрах России. Корпусирование полученных кристаллов, тестирование микросхем возможно осуществить на тех же предприятиях, где они проектировались. Это разделит два процесса и позволит реализовать оборонные проекты на чужом оборудовании.
В качестве одного из альтернативных путей создания отечественной ЭКБ можно также рассматривать подход на основе «ЗD-plus»-технологии, заключающейся в приобретении индустриальных микросхем в пластиковых корпусах (в основном ОЗУ, FLASH, ЭПРОМ и т.д.) для создания сборки микросхем, объединяемых в конструкции по 4, 8 или 16 штук, с последующим их корпусированием, позволяющим на место одной БИС устанавливать несколько кристаллов с одновременным переходом от индустриальных стандартов корпусирования к военным.
- И какие выводы в этой связи?
- Отечественная промышленность по-прежнему находится в зависимости от поставок ЭКБ иностранными производителями, и будет нуждаться в этих поставках ещё не одно десятилетие. Поэтому наряду с мероприятиями по импортозамещению необходимо развивать и углублять связи по поставкам импортных компонентов, и ни в коем случае не пытаться выйти из международного разделения труда в области производства ЭКБ. В этом я убежден!"
Грубо, но правильно. Я бы даже уточнил: "и будет нуждаться в этих поставках ещё не одно десятилетие" по некоторым технологиям может и всегда. Проблема в экономике (ну, оборудование очень дорого, и окупается только при рынке в полмира минимум).
Однако, в СССР тоже были проблемы, хотя в те годы оборудование было и дешевле (технологии проще), но всякие КОКОМы и Джексоны с вениками мешали его закупать. А потому было такое правило: если на военной технике ставится что-то иностранное, то разовая закупка должна обеспечить не только всё планируемое серийное производство, но и ремонтный запас.