когда мы шли в атаку, командир часто выглядывал из башни. Все-таки ни перископ, ни командирская башенка не давали хорошей обзорности.
Часто, но не постоянно же. А когда механик-водитель постоянно ездил с открытым люком (как писал в своих воспоминаниях Ария это вообще не дело). Кстати для удобного наблюдения командирский люк как правило делали двухстворчатым (на немецких танках, "Матильде", Т-34-85).
А англичане жаловались, что эта пукалка немцев вообще не берет. Интересно, кто конкретно из англичан жаловался, в каком году и о каких немецких танках идет речь?
2-ух фунтовка была лучше по бронепробиваемости 45 мм 20К и немного лучше американской 37 мм М5/М6. Для 1939-40 г. она была хороша, а для 1942 г. уже слабовата, а для 1943 г. уже не годилась.
А вот отрывок из отчета командования 136 отб РККА о боевом применении танков "Валентайн" с 2-ух фунтовыми орудиями в битве под Москвой :
В бою с немецкими танками (20.12.1941 года) три "Валентайна" получили следующие повреждения: у одного 37-мм снарядом заклинило башню, у другого - пушку, третий получил пять попаданий в борт с дистанции 200-250 метров. В этом бою "Валентайны" подбили два средних немецких танка Т-3.
В целом, Мк.III - хорошая боевая машина с мощным вооружением, хорошей проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника.
Как видите, для борьбы с немецкими танками даже в конце 1941 г. бронепробиваемости этого орудия было вполне достаточно. В то же время сами британцы разработали уже более мощную 6-ти фунтовую танковую пушку и с марта 1942 г. запущен в массовое производство Churchill III, с мая 1942 г. Crusader III и Valentine VIII. С 2-ух фунтовой пушкой остались в производстве лишь легкие авидесантные Mk VII Tetrarch и Mk VIII (A25) Harry Hopkins, выпускавшиеся малыми сериями.
Почему это мой отец, мехвод на Т-34-85, притом не богатырского телосложения, посмеялся над этим вопросом? А потом сказал, что руки надо к месту прикладывать, а рычаги - правильно регулировать.
А вот смеятся тут не над чем. В своих воспоминаниях мех.-водитель Т-34-76 Ария описал случай, когда во время длительного марша он попросил командира танка подменить его, тот отказался, поскольку плохо умел водить танк (стрелок и заряжающий- вообще не умели). В результате из-за сильного утомления он пропустил поворот и танк перевернулся. Вождение Т-34 требовало физических усилий и навыка, утомляемость водителя была высокой, а на подготовку желели моторесурс (а у В-2 он был как раз невелик). В результате на немецких танках была относительная легкость управления и полная взаимозаменяемость членов экипажа, а на Т-34 - все наоборот.
Вопрос снижения утомлямости водителя танка актуален всегда. Зачем по-вашему на Т-64 и Т-72 гидросервоуправление применили? 15 кг усилие на рычаг, это не выдумка- танк с задним расположением трансмиссии, поэтому тяги длинные и тяжелые плюс усилие для отжимание пружин БФ. У "валентайна" та же проблема, поэтому на "крусейдере" и применили пневмосистему. На чешском LT-35 тоже.
А другие факторы Вам известны? Например, удельная мощность?
Извесны. Вот выводы специалистов по испытаниям Т-34 и КВ-1 на полигоне в Абердине в ноябре 1942 г. :
Танки, с американской точки зрения, тихоходные. Оба наши танка преодолевают склоны лучше, чем любой из американских танков. Несмотря на преимущества применения дизеля, хороших контуров танков, толстой брони, хорошего и надежного вооружения, удачной конструкции гусениц и т. д. русские танки значительно уступают американским по простоте вождения, маневренности, силе огня, скорости хода, надежности механических конструкций и простоте регулировок.Вас надо было родить пораньше и отправить в панцерваффе офицером по национал-социалистическому воспитанию. Объяснять танкистам, что они неправы, и мелькающие у них перед глазами танки на самом деле имеют меньшую маневренность.
Это совсем несерьезно. Какие еще танкисты? Мало ли кому что показалось. Если аппелируете к чьим-то воспоминаниям, так хоть укажите чьи они - фамилию, место, дату, что там конкретно написано. Впрочем мемуары -это строго говоря субъективный исторический материал, а не документ. Больший интерес представляет то, что пишется не для широкого круга читателей, а для узкого круга специалистов- результаты испытаний, отчеты о боевом применении танков.
По результатам сравнительных испытаний в Кубинке в 1940 г. максимальная скорость по прямой на мерном километре Т-34 составила- 48,2 км/ч, а Pz-III Ausf.G - 69,7 км/ч. БТ-7 на колесах- 68,1 км/ч.
Оставшиеся в живых. Когда они отказались выезжать против корейских Т-34 и потребовали М48. Извините, но это исторический факт.Но факт - боестолкновение Т-34 и Шерманов в Корее окончилось разгромом последних.
Какое еще факт? Вам вообще то подробно известен хоть один случай когда Т-34-85 в Корее подбил бы "шерман"? Можете привести фотографии подбитых танков?
Так что утверждения того же Плиева (в 4ГвМК которого тоже были Шерманы) нашло подтверждение. Утверждение, что Шерман называли "Братской могилой на четверых"
. Да вы что? Напротив, "шерман" был более безопасным танком. В отличие от Т-34 имел систему пожаротушения и боекомплект хранился во взрывобезопасных контейнерах. А Плиев, что не знал, что в "шермане" не четверо, а пятеро танкистов?
Хм... а вам известно, сколько советских танков было потеряно из-за остановившегося вследствие выработки ресурса двигателя?
Данные по потерям вследствии поломок разумеется есть. В начале войны эти потери вообще превышали боевые- на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков. К концу войны доля потерь по техническим причинам разумеется снизилась- например, по отчету 5 Гв. ТА за период Восточно-Прусской операции (январь 1945 г.) боевые потери составили- 778 танков (368- Т-34), технические - 123 (60- Т-34).