В общевойсковом прошлись по "звездному десанту" - книге, модели и фильме. За фильм надо бы заступиться как-то. Я вспомнил, что у меня остался многолетней давности зачет по этому поводу...
вдруг кому будет интересно
Starship troopers
...да прославится
имя Роджера Янга
(слова из песни).
Фильм Пола Верховена “Космический десант” по одноименному роману Р. Хайнлайна выпущен в 1998 году. В США не оправдал затраченных на производство 90 миллионов долларов и практически незамеченным прошел в прокате. Некоторые критики отметили тот факт, что последние фильмы Верховена, который заслуженно считался до недавнего времени мастером современного психологического кино, мягко говоря, странноваты.
“Добравшись” до Европы и России, фильм окупился и мгновенно приобрел суперизвестность, долгое время, оставаясь лидером рейтингов продаж. Фильм понравился не только местному потребителю, но и местным же критикам.
Подбор актеров на главные роли, заставляет вспомнить о фильмах имитирующих культурную традицию комикса, хорошо развитую в Америке.
Жанр фильма - космическая фантастика, довольно популярен и хорошо потребляем зрителем, воспитанным на “Звездных войнах”, “Чужой”, “Пятый элемент” и др. Подобные ленты появляются тем больше, чем больше компьютерных эффектов может позволить себе современный кинематограф. Для того чтобы фильм прошел успешно, требуется не обмануть ожидания по количеству сцен космических баталий и демонстрации красот “глубокого космоса” (Deep Space).
Структурно, фильм состоит из пяти эпизодов. Разделяются они новостными выпусками глобальной электронной сети.
Первый эпизод – учеба в школе.
Второй – учебная часть пехоты.
Третий –начало войны с жуками и неудачная высадка десанта.
Четвертый - …
Пятый –…
Автор, формально следуя голливудским законам построения кино, больше сосредоточен на эффектах и на монтаже, чем на работе с актерами, которые часто неубедительны. Возникает ощущение, что Вельховер просто профессионально делает свою работу.
Сцены, за исключением начального выпуска новостей, смонтированы последовательно.
Внефабульные сцены выполняют функцию отображения структуры будущего общества и отношений в нем. Они разбавляют жесткую последовательность фабулы, и именно их интеграция в картину, делает фильм более сложным и интересным. Верховен как бы добавляет философский и социальный подтексты в простое отображение типичных для боевика событий. Возможно, “психолог” Вельховер реализовывал себя в моделировании такого общества будущего, которое покажется нам реальным. Большинство фантастических фильмов крайне неубедительны именно в отображении присущего человеку способу жизненной организации - культуры.
Рассмотрим эпизод пребывания главного героя в учебном центре по подготовке пехотинцев.
Сюжет эпизода:
Молодой, только что окончивший школу сын богатых родителей уходит в армию. Причины его желания описаны в первом эпизоде. Он и сам не хочет делать карьеру военного, ему не приходится зарабатывать этим на хлеб, поскольку его происхождение откровенно благополучно, вроде бы он любит... и именно любовь заставляет его согласиться на присягу и службу в течение ближайших лет “... или до тех пор, пока необходимость в этом не отпадет” (слова присяги).
Его девушка записалась на военную службу и он готов на все, лишь бы быть рядом с ней…
Что странного во всем этом? - Пошаговая предсказуемость. Верховен действующий мастер психологического кино. Его самым нашумевшим фильмом был фильм “Основной инстинкт”. Очень выверенный фильм о специфических проблемах людей с высоким коэффициентом интеллекта. К чему откровенная “мультяшность” персонажей “Космического десанта”, абсолютная предсказуемость действий и слов, произносимых ими? Хотя... вполне можно удовлетвориться представленным на экране, тем более что снято все очень качественно и достоверно. Так, как принято в Голливуде, с соблюдением всех мелочей. Резонер, в нужный момент заставляющий зрителя смеяться, есть, красивые девушки есть. Что еще? - Армия? - Есть жёсткий сержант, спускающий шкуру с подчиненных. Странно другое. Что делает среди всего этого Верховен? (шутка)
Сказано ради красивого оборота, на самом деле, по ходу действия фильма есть некоторые сигналы, позволяющие предположить, что все не так просто.
Подчеркнутая компьютерность подачи информации, схожая с интерфейсом, принятом в компьютерных новостных каналах, или даже предвосхищающая ее по дизайну, внезапный, абсолютно неэротичный эпизод совместного пребывания в бане молодых солдат обоих полов. (странно не то, что они моются вместе, - практика в мире довольно известная, странно именно полное, формальное отсутствие сексуальных мотивов, ( и это Верховен !!! ) тем более, что в начале фильма есть подчеркнуто скромная сцена любви).
Общество будущего на экране. Новый, интегрированный социум. Агрессивно экспансивная цивилизация. Никаких ужасов экологических катастроф. Никаких мутантов. Очень здоровые физически люди. И очень далекие от нас. Далекие от проблем привычной нам рефлексии, знающие свое место в повседневности. “Я делаю свое дело!” - подсознательно внушаемый принцип существования.
О чем они говорят?
“ Я пошла на службу, потому, что хочу быть антропологом.... Я, потому, что хочу иметь детей.., ... я на службе, потому, что хочу ...” для того чтобы иметь возможность, надо иметь гражданство, для того, чтобы иметь гражданство, надо пройти службу. Любому (!) представляется такая возможность. Независимо от его ума, физических возможностей и т. д. Принцип, хорошо известный нам из недалекого прошлого: “ От каждого - по способностям, каждому - по труду”. Кстати, не здесь ли искать феномен популярности именно в России?
Эффективная структура государственного управления. Мечта... Или, наоборот, ад, для последователей Бакунина и Кропоткина. Абсолютно пост западная цивилизация, распространившаяся по всему миру и дальше... Наследники аристотелевых силлогизмов.
Эффективность во имя репродуктивности... Ни музыки, ни живописи, ни новой вкусовой эстетики, ожидаемой от каждого фильма о будущем. В костюмах, операторской работе, со стороны художника нет ничего от Бориса Вальеджо, Жана-Поля Готье, и т. п. Случайно ли это?
Если быть знакомым с текстом произведения, по мотивом которого делается фильм, невозможно полностью абстрагироваться от первоисточника. Замечаешь несоответствия текста и сценария, смещение акцентов. В некоторых случаях, как, например, в этом, знание источника помогает разобраться в режиссерской позиции. Конфликт эпизода по Верховену более глубок, и лежит скорее в сфере философии. Обработка информации - пятая технология. Четвертая привела к возникновению нашей цивилизации, к чему приведет пятая?
Такое общество, какое показывает нам режиссер, может жить. Хорошо ли это? Тем более что все, происходящие и предлагаемое нам - очень и очень реально, несмотря на жанр космической фантастики. Причем Верховен, и этим интересен фильм, вроде бы не показывает личного отношения к происходящему. Он, как бы, в стороне. Констатирует факт. Не более.
Даже внешний враг, Жук - арахнид, позволяет нам не думать о моральности, или не моральности военных действий, начинающихся как раз в конце рассматриваемого эпизода. Очень выгодная модель, - ни поисков, на чьей стороне Красной, или Белой Розы, правда, ни моральных терзаний по поводу ценности всякой подлунной, или межзвездной, жизни, Не гуманоид? - к стенке. (Шутка).
Структурная композиция эпизода линейна по времени.
1 Строй на плацу, знакомство с сержантом. Экспозиция сержанта, появление участницы любовного треугольника, которая безответно любит главного героя. Неестественная и нереальная жестокость сержанта, полное пренебрежение к физическому страданию. Сцена интересна корреляцией с отсутствием моральных страданий у героев фильма. Они не переживают. Даже любовь, пожертвование собой во имя любви, показаны откровенно формально. И в этом тоже необычность фильма и его, непонятная, правда. Такое общество, такая функциональная система (по Анохину) реальна, и для такого общества реальны именно такие отношения. Известно ведь, как меняется представление о любви в исторической ретроспективе.
2. Столовая - поведение в столовой добавляет “положительности” главному герою. Экспозиция резонера - туповатого европеоида с замашками карьериста.
3. Занятия. Своеобразное “мастерство пехотинца”. Чем-то напоминает настольную игру в хоккей.
4. Метание ножей. Еще один пример осознанной жестокости. Сержант, в воспитательных целях втыкающий нож в руку своему подчиненному, вовсе не выглядит чистым злом. Он просто "делает свое дело" – воспитывает профессионалов, способных решать поставленные задачи. И в современных спец. подразделениях и в армиях прошлых лет, существовали и существуют похожие методы подготовки. Для разработки характеров героев, и для фабулы эта сцена не важна. Режиссер оставляет ее как бы на будущее, чтобы действия и поступки героев в следующих эпизодах воспринимались эмоционально подготовленным зрителем. Жестокие условия порождают жестокие, но как бы справедливые решения. Сцена внефабульная.
5. Вышеописанная сцена в бане, важная для подоплеки фабульной истории диалогами участвующих в сцене. Кроме того, сцена дает представление о социальном устройстве общества и о существующих в нем законах. “Я должна стать антропологом, для этого я должна стать гражданином.”, “ Я хочу иметь детей, если мне повезет, я получу лицензию”, “Я хотел пойти в Гарвард, но мой отец сказал: “ Забудь об этом, у нас не хватит денег”.
В романе Хайнлайна социальному устройству посвящено значительное количество страниц. Вельховер говорит об этом коротко, но достаточно понятно. Зритель получает необходимую информацию.
6. Главный герой записывает видеописьмо любимой девушке. Вокруг него идет казарменная жизнь. Общая раскованность. Как бы обычная армейская повседневность.
7. Любимая девушка смотрит видеописьмо от главного героя и улетает для прохождения практики на реальном корабле. Ее реакция на письмо достаточно спокойная. Она любит главного героя формально и зрителю это понятно. Мы уже готовы к разрыву их взаимоотношений. Фильм вообще нельзя назвать психологически “тонким”. То ли актеры такие, то ли Верховен сознательно решил не разбавлять экшн эмоциями. Эбанес пилотирует транспортный катер, демонстрируя свою гениальность, как пилота. Еще раз завидуешь техническим возможностям Голливуда. Монтаж с предыдущей сценой выполнен приемом плавного сцепления. Девушка видит конец письма на экране монитора.
8. Эбанес оказывается на одном корабле с конкурентом главного героя. Понятно, что их отношения будут развиваться дальше.
9. Тем временем в лагере продолжается подготовка. Будущее пехотинцы играют в аналог пионерской или скаутской “зарницы”. Сцена проходная.
10. Хорошему спортсмену - главному герою, дают значок командира отряда, который тот самодовольно вешает себе на майку. Он благодарит Диз, девушку, которая его любит, за помощь. Честно говоря, Диз – лучшая актерская работа в этом фильме. Видимо, грубоватость человеческих отношений в картине связана как раз с актерской игрой, а не только с замыслом Верховена. В подобном жанре только очень хорошие артисты, подобные Банионису в “Солярисе” или Уивер в “Чужих” способны играть настоящие чувства.
11. Тут же приносят почту и Рико получает от Эбанес письмо о давно ожидаемом разрыве. Сценарист, очевидно, тоже не считал чувства главной своей задачей.
12. Начинается темная полоса в жизни Рико. Иными словами фильм развивается по законам сценарного “искусства”, вот вам и трудности: во время “зарницы” с боевыми зарядами, по вине командира отряда Рико, погибает один из курсантов.
13. Скорый суд. Признается некомпетентность главного героя.
14. Быстрое наказание – удары плетью перед строем. .
Актер “держит” серьезное лицо, пока его секут. Зверь сержант по-человечески подбадривает, друзья и Диз вовсю переживают. Сцены с 12 под 16 - самый неубедительный по драматургии период в фильме.
15. В далеком космосе все хорошо. Эбанес гениальный пилот, уже поправляет навигационные карты, еще немного и они поцелуются с соперником Рико, но! – вот и поворот в фильме. Огромный метеорит чуть не врезается в корабль. С огромной скоростью он движется к Земле.
16. Тем временем Рико, уже одевший гражданскую форму, собирается уйти из пехоты. Остается только догадываться почему. То ли потому, что не справился с командованием, то ли потому, что считает себя опозоренным после публичного наказания плетьми.
17. Звонок от родителей по видеосвязи. Они, конечно, его любят все равно и конечно ждут его в любом случае. Какие-то помехи со связью не дают закончить разговор. Диз презирает Рико за уход.
18. Сама судьба не дает Рико уйти. Немного не дойдя до ворот, он возвращается, – началась война. Тот самый метеорит попал прямо в его родной Буэнос-Айрес. Не видно, чтобы герой сильно переживал – он человек действия и …
19. Просит командиров оставить его в пехоте.
Начало следующего эпизода – выпуск новостей.
Монтаж в эпизоде, почти всегда, выполнен приемом столкновение. Интересным для анализа представляется следующее: В эпизоде два раза смерть. Погибает подчиненный, и погибают родители главного героя. Казалось бы личная трагедия. Ничего подобного. Обычное явление. Здоровые (и нетипичные сейчас, реакции). В начале и конце эпизода вставки Новостей, иллюстрирующие конечную правоту Энди Уорхолла, давшего массу прогнозов развития общества потребления.
В эпизоде разрабатывается характер героя. Также, им заканчивается конфликт главного героя и родителей. Родители принимают самостоятельное решение сына пойти в армию и готовы принять его самостоятельное решение из нее уйти. Их смерть помогает любящему сыну сделать правильный, ожидаемый от него обществом, шаг. Цинично, но последовательно.
Развивается линия любовного четырехугольника. Она бросает его, поскольку не любит, ради другого, с которым работает, он не ценит другую, любящую его таким, каков он есть.
Основной конфликт эпизода озвучивает Диз: “ Он здесь из за девушки”. Мотивом, приведшим его в пехоту является желание быть рядом с Эбанес. Однако, Рико не обладает способностями Эбанес и не попадает в пилоты. По его спосностям место ему в рядах не слишком интеллектуальной пехоты. Он простой парень, ему светит передовая и долгий путь до офицерского звания, которое Эбанес получает сразу. Он включается в “карьерную гонку”, желая быть достойным ее. Но и тут проигрывает. Только в последний момент у него появляется новая, “настоящая” мотивация его пребывания в пехоте. Далее он служит по собственной воле и с удовольствием становится винтиком общей машины. “Делает свое дело”, на месте, которое определило ему общество.
По сюжетной композиции эпизод состоит из:
Завязки 1 – Рико попадает в пехоту.
Развития:
1 карьерный рывок,
2 карьерный крах,
3 решение оставить службу.
Кульминации – Выпуск новостей о начале войны и смерти родителей в Буэнос-Айресе.
Развязки - Рико остается в пехоте.
Мотивация решения остаться: - Его город, его близкие, погибли. Он должен мстить. У него есть мотив, а остальным его дадут.
В контексте всего фильма:
1. кульминацией второго эпизода заканчивается разработка характера главного героя. Он больше не меняется по ходу сюжета. В его действиях только один мотив - он должен делать свое дело, выполняя приказы, даже если они бездарны. В этом честь, слава, цель любого гражданина - читай - полноценного гражданина цивилизации.
2. Развиваются отношения любовного четырехугольника
3. Завершение конфликта с родителями. Они принимают его таким, какой он есть, за несколько минут до своей гибели.
С концом эпизода фильм перестает предсказывать возможное будущее общества и лишь констатирует его функциональное совершенство в условиях, для которых оно адаптировано – борьбе за экспансию человечества во вселенной, в общем, и войне с арахнидами в частности.
Цена такой адаптации - ценность одной человеческой жизни сведена до величины, прямо пропорциональной его способности к самопожертвованию.
Далее, фильм представляет собой только космический боевик, в монтаже которого практически нет внефабульных моментов, дающих зрителю ощущение многослойности и подтекста и кончается отображение авторского отношения к фильму. В принципе, все остальное мог снять и любой другой.
Мы следим за действиями людей, в победе которых не сомневаемся, следим за главным героем - продуктом общества и узнаем на экране результаты многих современных тенденций.