Как уже отмечалось, поставки le.F.H.18 в строевые части начались в 1935 г.
В результате общая оценка проекта гаубицы М-30 будет приблизительно следующей: это орудие являлось советской реализацией общей для середины 1930-х гг. концепции мобильной полевой гаубицы на лафете с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. По дальности стрельбы оно было на уровне с наиболее распространёнными 105-мм гаубицами других стран (некоторые из них оно превосходило, некоторым уступало), но главными его достоинствами были традиционные для советских орудий надёжность, технологичность в производстве и бо́льшая огневая мощь по сравнению со 105-мм гаубицами.
По сравнению с немецкой противотанковой пушкой ЗиС-3 из-за менее прочной ствольной группы, меньшего метательного заряда и худшего качества снарядов существенно проигрывает в бронепробиваемости, но из-за меньшей отдачи и иной конструкции сошников советское орудие имеет одно серьёзное преимущество при противотанковом применении: оно не зарывается в грунт при стрельбе. Pak 40 при ведении огня зарывается в грунт настолько сильно, что её невозможно силами расчёта при необходимости повернуть в заданном направлении — выдернуть застрявшее в земле орудие можно только мощным тягачом. При фланговой атаке противника это обстоятельство становилось смертельно опасным.
По сравнению с немецкой противотанковой пушкой ЗиС-3 из-за менее прочной ствольной группы, меньшего метательного заряда и худшего качества снарядов существенно проигрывает в бронепробиваемости,
но из-за меньшей отдачи и иной конструкции сошников советское орудие имеет одно серьёзное преимущество при противотанковом применении: оно не зарывается в грунт при стрельбе. Pak 40 при ведении огня зарывается в грунт настолько сильно, что её невозможно силами расчёта при необходимости повернуть в заданном направлении....
Таким образом, при проведении изменений в режиме коксования требова-лось учитывать интересы одновременно и черной металлургии, и оборонных предприятий – заводов по производству ВВ. Однако в 1933 г. изменения были проведены в интересах лишь черной металлургии.
Ввиду острой нехватки кокса, на коксовых печах был введен высокотем-пературный режим. Если по старому режиму максимальная температура обжи-га угля достигала 900 °С, то в новых печах максимальная температура повыша-лась до 1350–1450 °С. Это значительно форсировало работу печей, увеличив их производительность в 2–2,5 раза, так как период коксования сократился с 28–32 до 13–14 ч при одних и тех же загрузках шихты.
Иными словами, руководство наркомата тяжелой промышленности реши-ло сэкономить средства и время, и вместо того чтобы строить новые мощности по коксованию, просто повысило температуру самого коксования. Однако на выходе ароматических углеводородов (главным образом толуола) такая нова-ция сказалось весьма отрицательно: повышение температуры обжига превыси-ло запас термической стойкости этих углеводородов, и они при коксовании стали распадаться. Как следствие, выход толуола с одной тонны коксуемого угля сократился в 2 раза – с 2,5 до 1,25 кг
Со временем такие непродуманные действия привели к тому, что по ме-ре увеличения государственных заказов на тротил основным способом по-лучения толуола стал пиролиз нефти. Нефть перегонялась в керосин, кото-рый в специальных аппаратах – ретортах – подогревался без доступа возду-ха до температуры 670–700 °С. Под влиянием высокой температуры пары керосина разлагались на ряд продуктов, находившихся в газообразном со-стоянии. В число этих продуктов входили и ароматические углеводороды.
Газ проходил через систему газовых холодильников и, как на коксохи-мических заводах, промывался соляровым маслом с целью извлечения из газа унесенных им ароматических углеводородов. В целом, из одной тонны керосина получалось 25–35 кг пирогенетического (нефтяного) толуола.
В отличие от коксования, где уголь на 75% превращался в более ценный энергоноситель – кокс, процесс пиролиза являлся крайне неэкономичным. Основные его продукты после извлечения толуола – газ (50%) и тяжелые трудно используемые масла (30%) – находили себе применение только как топливо для коммунальных нужд либо шли на производство беззольной сажи.
Таким образом, в связи с малой ценностью других продуктов пиролиза, весь расход керосина приходился фактически только на те 2,5–3,5% толуола, которые при пиролизе получались. Чрезвычайно высокий расход керосина на единицу получаемого толуола и был главной причиной, из-за которой уже в конце 1920-х гг. от пиролиза керосина как от способа получения толуола отказались в странах Западной Европы и США. В СССР все произошло с точностью до наоборот.
Экономическую нецелесообразность использования пиролизе керосина с целью получения толуола достаточно хорошо стали понимать в Советском Союзе лишь к концу 1930-х гг., да и то только руководители промышленно-сти боеприпасов. Так, в начале 1940 г. Комитет Обороны планировал увели-чить мощности по нефтяному толуолу с 38 000 т к 1 января 1941 г. до 60 000 т к 1 января 1943 г. (5). В своем докладе в КО от 22 июня 1940 г. нарком бое-припасов И.П. Сергеев писал по этому поводу следующее: «Увеличение мощности нефтегазовых заводов по толуолу до 60 000 т в 1943 г. едва ли до-стижимо с народнохозяйственной точки зрения. Выход толуола не превы-шает 3% (в среднем) на керосин, следовательно, считая выход керосина на нефть в среднем 16%, мы должны будем затратить на получение этого коли-чества толуола… 12,5 млн т нефти» (6).
Меж тем добыча нефти в СССР в 1939 г. составила всего лишь 30,3 млн т. «Если учесть, – отмечал далее в своем докладе Сергеев, – что керосин явля-ется тракторно-танковым и отчасти автомобильным топливом и исходным сырьем для ряда крекинг-установок, то такое расточительное отношение к нему едва ли допустимо» (7).
В целом, к началу Великой Отечественной войны Советский Союз рас-полагал производственными мощностями по толуолу в 87 600 т в год, из ко-торых 44 400 т (50,68%) приходилось на нефтяной толуол. В целях эконо-мии нефти, в мирное время мощности по толуолу, получаемому путем пиро-лиза, были задействованы на 55%. Для полного их обеспечения в годы вой-ны требовалось дополнительно еще 4 млн т нефти. Между тем в СССР до-быча нефти в 1938–1940 гг. повысилась незначительно: с 30,2 млн т нефти до 31,3 млн т. В результате запасы нефтепродуктов, оставленные к началу войны в виде государственных резервов, оказались незначительными – всего лишь 1,6 млн т. Поэтому уже в своем письме от 2 ноября 1940 г. заместите-лю председателя СНК Н.А. Вознесенскому нарком боеприпасов И.П. Серге-ев вынужден был признать: «Ресурсов в стране на увеличение выпуска то-луола на настоящий момент не имеется» (8).
В 1942–1944 гг. предприятия НКБ поставили советским войскам 361 718 т ТНТ (21), из которых 273 193 т произвела советская промышленность взрывчатых веществ, а 88 525 т (24,47%) поступили по ленд-лизу. В свою очередь, при изготовлении заводами НКБ 271 193 т ТНТ было из-расходовано 159 865 т толуола, из них импортных – 64 000 т, или 40% (22). С учетом этого количество импортного толуола (и тротила), в общем балан-се обеспечения советских тротиловых заводов, составило в период 1942–1944 гг. 54,6% (около 197 500 т из 361 718).
Наращивание мощностей по производству ТНТ осуществлялось
в СССР достаточно успешно. К началу Великой Отечественной вой-
ны валовые мощности заводов Народного комиссариата боеприпа-
сов (НКБ), специализировавшихся на изготовлении тротила,
равнялись 129 000 т в год. Наиболее производительным являлся
завод № 15, выпускавший до 60000 т ТНТ в год. Предприятие рас-
полагалось в городе Чапаевске Куйбышевской области и было вве-
дено в строй еще в 1910 г. Завод № 80, выпускавший 45 000 т
тротила в год, находился в городе Дзержинске Горьковской области
и был запущен в 1916 г. Единственным предприятием по производ-
ству ТНТ, введенным в эксплуатацию за годы советской власти, был
завод № 64 в Новогорловке Сталинской области, вступивший в
строй в 1940 г. [18, с. 188–189; 364; 386–387]. Изначально годовая
мощность завода № 64 составляла всего 24 000 т ТНТ. Согласно
постановлению СНК СССР уже к 1 января 1941 г. годовые мощности
завода должны были увеличиться до 38000 т. Но указания прави-
тельства не были реализованы даже к началу Великой Отечествен-
ной войны, поскольку 1-е Главное управление НКБ, которому завод
подчинялся, ничего не сделало в этом направлении [5. Оп. 24.
Д. 1030. Л. 3–6].
Изменение температурного режима повлекло за собой увеличе-
ние количества коксуемого угля и выделяющегося при этом газа за
единицу времени в 2–2,5 раза. Во столько же раз должны были быть
увеличены и мощности химических цехов по получению «сырого
бензола». Из-за безразличного отношения к данной проблеме руко-
водства Наркомата черной металлургии реконструкция химических
цехов не проводилась. В результате химические цехи при коксовых
печах не справлялись с переработкой газа и были даже не в состоя-
нии уловить весь выделяющийся газ. Избыточный газ попросту
стравливали в атмосферу через предохранительные клапаны. Та-
ким образом, терялось около 30 % всего газа и соответственно 30 %
толуола. Подобное положение сохранилось вплоть до начала Вели-
кой Отечественной войны и крайне беспокоило руководство Нарко-
мата боеприпасов.