Описываемую особенность метода Сорина можно узнать из воспоминаний Г. Кузнецовой — подруги И. Бунина. Она подробно описала, как Савелий Сорин создавал ее портрет. Придя к нему в мастерскую на второй сеанс, Г. Кузнецова с удивлением увидела, что там стоят уже два подрамника с «холстом». На первом художник сделал рабочий набросок. Он изменял его, стирал (даже иногда вырезал целые куски работы), ища композицию портрета, внося те самые детали, которые считал важными для создания образа. Бывало, что он все это полностью менял, если приходили новые идеи.
На второй же подрамник Сорин заносил только то, что считал окончательным на этом этапе вариантом, безусловно необходимым. Он делал так для того, чтобы не «замучить» рисунок, то есть, чтобы не погубить свежесть и легкость дополнительными исправлениями, а также для того, чтобы можно было легко вернуться к предыдущему варианту, если сделанный ход оказывался неверным.
Всем этим он занимался в промежутках между сеансами. Во время второго сеанса рисунок на втором подрамнике ставился на мольберт и становился рабочим. На третий, тут же находившийся подрамник, заносилось только то, что было окончательно найдено на втором сеансе. Новый вариант портрета с новыми найденными деталями делался на третьем подрамнике в промежутке между сеансами заново. И так продолжалось до тех пор, пока не заканчивались основные поиски.
Для написания портрета художнику требовалось много сеансов. В замечательном маленьком художественном музее города Пскова экспонируется прекрасный портрет С. Сорина «Девушка с родинкой» (портрет актрисы Л. Х. Дроботовой). Это не окончательная работа, а последний подготовительный лист. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что на шее персонажа вырезан прямоугольник бумаги и вместо него вклеен другой, хотя лицо актрисы уже полностью готово, и его уже озаряет легкая ироничная усмешка, сквозь которую проглядывает беззащитность и ранимость ее души.
Мы видим, что что-то не устроило мастера в рисунке или цвете этого места, и он его заменил. На окончательном портрете такого, конечно, не было. Об этом свидетельствует фотография портрета Дроботовой в газете «Нива», сделанная в 1917 г. на Х выставке Нового общества свободных художников.
Местонахождение самого портрета, к сожалению, неизвестно, хотя он и был куплен Академической комиссией и помещен в музей Императорской Академии художеств. Там, где на листе из псковского музея, был вырезан прямоугольник бумаги, на готовом портрете на шее актрисы кокетливо повязана узкая черная ленточка с бантиком. Значит, С. Сорин сознательно выбирал этот элемент композиции портрета: без ленточки актриса выглядит, может быть, более беззащитно, а с ленточкой – более кокетливо. Он предпочел последнее, и из-за этой детали был в очередной раз заново переписан весь портрет. Этот пример показывает, какой огромный скрупулезный труд проделывал С. Сорин ради достижения той легкости, изящества и выразительности, которая так пленяет в портрете Дроботовой.
![](https://www.balancer.ru/cache/sites/ru/ar/artforspb/wp-content/uploads/2015/01/800x600/98.3-1024x768.jpg)
Описанный выше технологический прием делал работу очень трудоемкой, действительно, заново переписать тридцать и более раз один и тот же портрет в поисках необходимых деталей, позволяя себе только в мелких нюансах внести исправление в готовый лист, это — впечатляет.