11:06 | «Известия»
Секретное метро Сталина откроют для всех?
Недавно, как уже сообщали "Известия", правительство Москвы одобрило концепцию подземного освоения города — места под дороги, паркинги, торговые центры на поверхности, особенно в центре, давно не хватает.
Кроме того, летом будет принято решение о целесообразности строительства так называемого второго контура московской подземки — новой Кольцевой линии, которую хотят проложить в 2-3 перегонах от существующей Кольцевой. Освоение всех этих гигантских замыслов неизбежно натолкнется на общение со спецслужбами, отвечающими за тайную многокилометровую систему метротоннелей, шахт и бункеров, которая была проложена под землей для особо важных персон советского времени.
Сегодня как защита от ядерного удара эти подземелья уже явно не нужны. Так, может, настала пора использовать их для мирной жизни? Пустить по секретным линиям так называемого "Метро-2" обычные метросоставы, приспособить бункеры под паркинги, мини-электростанции или склады магазинов? С этими вопросами корреспондент "Известий" Николай Морозов обратился к писателю Владимиру Гонику. Именно он, четверть века исследуя городские подземелья, еще в 90-х придумал термин "Метро-2" и написал роман "Преисподняя", в котором описал подземную столицу так точно, что имел долгие неприятные разговоры с людьми в погонах.
в: А вы откуда все это знаете?
о: Будучи военным врачом, я работал в особом подразделении Министерства обороны. Среди моих пациентов были и сотрудники, работающие на большой глубине. Что-то они мне рассказывали, что-то я уже увидел сам, спускаясь под землю.
в: Вы говорите о "Метро-2"?
о: Да. Наряду с общей системой метро прокладывались закрытые линии, тайные ветки. И в отличие от бункеров ими время от времени пользовались. Есть факт, известный многим. В 41-м году на ноябрьские праздники торжественное собрание проходило в метро на станции "Маяковская". И Сталин приехал на поезде вместе с охраной. Притом из здания Ставки Верховного главнокомандования на Мясницкой он не вышел, а из подвала спустился в спецтоннель, который вел в метро. Существовали и ветки, по которым можно было попасть в аэропорт. Больше всего тоннелей строили в пределах Садового кольца. Весь центр изрыт на разной глубине — Лубянка, Мясницкая, Старая и Новая площади, Китай-город, широкие ухоженные тоннели вели в Кремль и на соседние ветки метро.
в: Сейчас активно обсуждается перегруженность столичной подземки. Можно ли использовать секретные линии и пустить по ним обычные метросоставы?
о: Можно. Даже нужно. Внешне эти тоннели совершенно одинаковые. Тот же диаметр, та же инфраструктура. Разве что рельсы на линиях "Метро-2" не выступают, а утоплены в пол, дабы по тоннелю мог передвигаться автотранспорт. Да чего скрывать, в Москве уже открыли некоторые секретные ветки. К примеру, подземную часть Филевской ветки. Изначально она должна была вести на ближнюю дачу Сталина. Ее частично построили, но потом по какой-то причине стройка остановилась. К тому же на благо города можно использовать не только тоннели. Существуют станции, которые так и не были открыты. Между "Маяковской" и "Театральной", еще до появления "Тверской", началось строительство "Советской", которая располагается напротив столичной мэрии. Станция эта есть. Но она, сами понимаете, не действует. Ее перестроили. Ныне там находится закрытый объект — пункт гражданской обороны. По Москве разбросаны десятки пустот, выработок, образованных при строительстве обычного метро.
Подземные ветки уходят даже в Подмосковье
Дмитрий Гаев,
начальник Московского метрополитена:
— Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьем балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю.
Михаил Полторанин,
вице-премьер правительства России в 1990-1992 годах:
— В свое время я занимался "Метро-2" и много там лазил. Это и разветвленная сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек — это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в "Метро-2" есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара. Но я там давно не был, поэтому не знаю, в каком состоянии все это хозяйство. Не удивлюсь, если в запустении. В последние годы у нас все только уничтожалось. Впрочем, зачем сейчас нам "Метро-2", я не знаю. Сегодня пересидеть войну под землей уже не получится. Может, пора использовать его для мирной жизни?
Владимир Шевченко,
шеф протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина:
"В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают. При Сталине в Кремле было построено и бомбоубежище, расположенное под его квартирой и имевшее два выхода. Рассказывают, что осенью 1941 года во время воздушной тревоги Сталин туда спускался и даже принимал там некоторых военачальников".
Из книги Владимира Шевченко "Тайны Кремлевского двора"
Здравствуйте, гость!
Гостевой функционал сайта ограничен. Для полноценной работы зарегистрируйтесь, пожалуйста.