Эксперты РЖД оценивают избыток грузового подвижного состава в России в 300 тыс. вагонов, численность грузовых вагонов в России превысила отметку в 1,2 млн единиц, сообщает портал "РЖД-Партнер". При этом количество вагонов продолжает расти, а эксплуатационные проблемы на сети усугуб** По мнению старшего вице-президента ОАО "РЖД" по организации железнодорожных перевозок Анатолия Краснощека, наиболее комплексно совокупные потери эффективности транспортной системы характеризует показатель оборота вагона. "В 2007 году, когда в управлении перевозчика было 67% вагонов, он составлял 8–9 суток, в 2013-м достиг 16,9 суток, а у отдельных операторов – и вовсе более 20", – пояснил он. Есть и другие последствия: замедление скорости доставки грузов, рост потребности в поездных и маневровых локомотивах, увеличение узких мест на инфраструктуре и снижение производительности грузового вагона. Что касается локализации "лишнего" подвижного состава, то только небольшая его часть (45 тыс. единиц) размещена на подъездных путях предприятий, остальные вагоны или простаивают на станциях, или перемещаются по сети, ограничивая пропускную способность и отвлекая тяговые ресурсы. Объем погрузки по итогам 2013 года снизился по сравнению с показателем предыдущего года на 2,8%, и причиной тому не только экономическая стагнация, но и уход грузов с железной дороги на другие виды транспорта, отмечает издание. При этом операторы подвижного состава сталкиваются с резким снижениям суточной доходности от оперирования полувагонами - с 1100–1300 рублей осенью 2012 года до текущегоо уровня в 700–750 рублей за вагон. Неудивительно, что операторские компании в подавляющем большинстве не планируют в 2014 году приобретения ни нового подвижного состава, ни вагонов на вторичном рынке. Генеральный директор ЗАО "СИБУР-Транс" Олег Салимов считает, что ситуация, связанная с увеличением парка вагонов на сети, может усугубиться без принятия специальных мер со стороны РЖД и совместных действий перевозчика с операторами подвижного состава. "Одной из эффективных мер, на мой взгляд, является курсирование поездов по твердым ниткам графика, – полагает он. – Мы уже начали такую практику со Свердловской железной дорогой". Жесткие меры по сокращению вагонного парка, такие как ограничение продления срока службы грузовых вагонов и введение лимита на количество вагонов на сети, позволят в относительно короткие сроки оптимизировать численность вагонов, считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Поликарпов.
В вагонах Тальго, в отличие от привычных нам, нет колесной пары с креплением в нижней точке. Вместо этого используется колесный блок с креплением в верхней точке.
У российских вагонов на поворотах отклоняется верхняя часть. У этих - нижняя, крен может составлять до 4 градусов.
Помимо того, что состав Тальго может на ходу менять ширину колеи (для этого его на скорости в 20 км/ч загоняют в специальный преобразователь), дополнительный выигрыш по времени достигается за счет того, что подвижные колеса входят в поворот под оптимальным углом. Эта же особенность существенно снижает скорость износа колес.
Три 20-вагонных состава с изменяемой шириной колеи будут ходить по маршруту Москва-Берлин (10 часов в пути).
Еще четыре комфортабельных поезда с обычными колесами планировалось пустить из Москвы в Киев (6 часов в пути). Но если ситуация в Киеве не нормализуется, их придется отправить по другому маршруту.
В Щербинке состоялась презентация пассажирского поезда "Тальго".
10 июня президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и президент Patentes Talgo S.L. Хосе Мария Ориоль Фабра совершили демонстрационную поездку на пассажирском поезде "Тальго" по экспериментальному кольцу ОАО "ВНИИЖТ" в Щербинке. Данный состав в настоящее время проходит сертификационные и приемочные испытания.
Это первый из семи поездов, которые поставит компания Patentes Talgo S.L. согласно контракту, подписанному 18 июня 2012 года в рамках Петербургского международного экономического форума.
3 состава планируется эксплуатировать на маршруте Москва – Минск – Варшава – Берлин, 4 – на внутрироссийских маршрутах.
По словам президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, первым направлением, на котором будут курсировать поезда "Тальго", станет Москва – Нижний Новгород.
"Сапсаны" с этого направления снимем и перебросим на Санкт-Петербург, чтобы организовать тактовое движение между двумя столицами", – сказал Владимир Якунин.
Такое движение, подчеркнул президент ОАО "РЖД", позволит скоростным поездам конкурировать со всеми видами транспорта, включая автобусный.
Пассажирские поезда "Тальго" состоят из 20 вагонов (18 для перевозки пассажиров, 2 технических вагона), пассажировместимость поезда составляет 414 мест и 216 мест в зависимости от составности поезда.
В составе поездов включены вагоны с местами для сидения 1 и 2 классов, спальные купейные вагоны 1 и 2 класса, а также класса "Люкс", вагоны с купе для проезда инвалидов-колясочников, вагон-бистро, вагон-ресторан и 2 технических вагона.
Все вагоны оборудованы кондиционерами, системой электрического воздушного отопления, экологически чистыми туалетными комплексами. В купе вагонов 1 класса установлены умывальники, вагоны класса "Люкс" оборудованы санузлом и душем в каждом купе.
Начало курсирования поездов "Тальго" на направлении Москва – Берлин планируется на декабрь 2015 года.