И тут руководитель одной из методик А. С. Ганеев обратил внимание на темное облако над горой. Ветер гнал его на нас. Заподозрив, что это радиоактивные газы, вырвавшиеся сверху из горы и смешанные с пылью, Ганеев скомандовал: "Бросай все, быстрей на баржу!". Оставшиеся побросали спецодежду, впопыхах переоделись, забыв носки и прочие несущественные детали. Все побежали к барже.
Облако надвигалось. Запахло серой (в породе, образующей гору, было много пирита - минерала, содержащего серу; он под действием высокой температуры взрыва разложился, и пары окислов серы смешались с облаком). Правда, полной уверенности в том, что облако "вредное", не было, но, как говорил один из персонажей Стругацких: "Если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто не имеем права пускаться в рассуждения о молекулярных флуктуациях - мы обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах". Мы производство святой воды по недостатку времени организовывать не стали, а постарались побыстрее погрузиться на баржу. Все столпились у трапа. Поднимались быстро, но спокойно, никто не лез вперед, отталкивая других, никакой паники, суеты, нервных возгласов.
На барже кто-то посоветовал спуститься в трюм: там меньше облучение - и сгрудиться, защищая друг друга своими телами. Так и сделали. Некоторые, правда, не вынеся духоты, вышли на палубу, на воздух, и получили дополнительную дозу. Несколько дозиметров, которые были у нас, зашкалило, и мы в такой драматической ситуации оставались в неведении, сколько рентген получили и выживем ли вообще.
Как только все погрузились, баржа медленно двинулась к кораблю. Облако сопровождало ее, слегка рассеиваясь, дошло до корабля, но "Буковина" развела пары, вышла из облака, и мы пошли в Архангельск.
Подробнее см.:
https://www.nkj.ru/archive/articles/9919/ (Наука и жизнь, НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ. ЗАПИСКИ ИСПЫТАТЕЛЯ)