Татарин>>>>
Wyvern-2> Скажи как дядя, ведь не даром???
Wyvern-2> Не ты ли это, сынку???
Я.
Именно потому, что поиграл с термоакустикой.
Если интересен серьёзный, технический разговор о ней, то главная беда и засада стирлинга (как и всех машин с внешним подводом тепла) - теплообмен поверхности с рабочим телом. Собссно, на этом теплообмене паровики всех видов окончательно и бесповоротно выиграли у стирлингов, несмотря на их теоретические преимущества. Теплообмен "поверхность-жидкость" настолько лучше теплообмена "поверхность-газ", что радикальное снижение температурных напоров при приемлимой материалоёмкости окупает все недостатки неоптимальной PV-траектории.
Понимаешь, нет никакой радости с высокого КПД преобразования тепла в работу в газе, если тепло в газ входит (и выходит) теряя сотни кельвинов. Лучше немного от дофига, чем дофига от нифига. Собссно, вокруг этого вся история стирлингов и крутится: либо дико большие и громоздкие теплообменники, небольшая дельтаТ и высокий КПД... но малая мощность. Либо более-менее мощность при фиговой, но приемлимой материалоёмкости, но сразу фиговый реальный end-to-end КПД.
Вилка.
Из которой сколько ни пытались выйти хайтечными извращениями с гелием-водородом, с хитровыделанной микропористой керамикой, всё равно получалось так себе даже при космической цене (см. космические технологии KILOPOWER, например).
Всё это резко усугубляется с ростом мощности (не удельной, а абсолютной). Потому что это рост частоты и увеличение размеров, а размеры - это куб (объём)-квадрат (поверхностей). И проблемы с быстрым подводом теплоты растут. Растут и проблемы с теплообменом внутри газа, что лишает процесс требуемой для высокого КПД квазиравновестности (ну, если у тебя кусочек газа в нагревателе нагрет, кусочек газа там же - нет, то нагретая область расширяется в сторону ненагретой, совершая работу совершенно бесполезно для тебя, фактически - энтропийно). А повлиять на теплообмен внутри газа нельзя даже на счёт роста материалоёмкости, так что всё останавливается после закачки внутрь водорода... и начинается выискивание блох, когда прямо перед глазами налево уходят огромные слоны, недоступные для поимки.
И всё это же
резко усугубляется со снижением доступного к работу перепада температур. Одно дело, если у тебя перепад 400С и ты 50С перепада теряешь на теплообменниках. И
совсем иное дело, если у тебя весь перепад 100С, и ты теряешь те же 50С, но уже из 100С доступных. То есть, именно на низкотемпературных стирлингах битва за скорость теплообмена становится совершенно эпической.
Именно поэтому, несмотря на известность и красоту принципа никто не может соорудить на его основе что-то более-менее серийное и полезное. Куча лаб работает, но на выходе - демонстраторы. КОторые, собссно, и демонстрируют, насколько сложно и дорого сделать даже в лаборатории и с неограниченым (практически) бюджетом на установку что-то с приличным реальным КПД.
Именно вот поэтому. А не потому что заговор, и не потому, что все тупые-тупые.
...
Теперь, почему я, ничтоже сумняшися, предложил эту фигню с реактором, даже зная о всех этих проблемах и мучениях очень умных людей, которые знают термодинамику круче меня и всех собак поели на проблемах теплообменах с газом/в газе.
По трём причинам.
Первая - очевидна: высокие (теоретически - сколь угодно высокие, практически - очень высокие) температуры.
Вторая: реактор - это машина, которая генерирует тепло прямо
у себя внутри. Греется каждая частичка ядерного топлива, что даёт ни с чем несравнимую возможность подводить тепло от точки генерации прямо в газ. Если топливо - микропористая керамика, то не нужно тащить тепло через неё снаружи со всеми потерями, мы просто отдаём тепло с поверхности, причём, можем даже непосредственно энергией осколков, а небольшая (но значимая) доля идёт через излучение прямо в рабочее тело.
Третья - возможная близость и даже совмещение нагревателя и немеханического преобразователя.
В итоге из всех обычных проблем термоакустики остаётся лишь одна - вывод тепла из машины. Которое может производиться при высоких температурах (когда теплообмен более эффективен), чем обычно, а сбросное тепло имеет достаточно высокий потенциал, чтобы использоваться для преобразования в механическую работу. ФИшка термоакустики в реакторе в том, что она может использовать тепло внутри топлива, и перепад температур, который обычно используется лишь для энтропийной доставки тепла изнутри топлива наружу. Тут же часть этой эксергии извлекается сразу в виде электричества, условно-бесплатно.
Собссно, в этом и суть предложения.