э.х.>> а кто из теоретиков либерализма писал о примате государственного над личным (как в фашизме)?
В.Б.> А никто и не писал, потому что это не либерализм. "Я - последняя буква в алфавите" и "Жила бы страна родная, и нету других забот!" - это нас в СССР учили.
В.Б.> И, кстати, при чем здесь фашизм вообще?
фашизм здесь самым прямым образом - по своему определению, которое включает этатизм (убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные институты)
именно по шкале этатизма, примата коллективного над индивидуальным, либерализм и фашизм это противоположные идеологии, из чего я и исходил, возражая Просто Зомби
фашизм это крайняя форма поклонения государству, полное подчинение ему личности
либерализм, напротив, это идеология эмансипации личности от государства, минимализация контроля государства в пользу свобод и прав личности, в крайних, самых радикальных моделях вообще доходящая до упразднения государства как сущности
несовместимость этих двух установок по отношению к государству-левиафану(он же голем) можно проследить, например, в определениях фашизма от разных авторов, которые приводит википедия, где фашизм с его этатизмом впрямую определён через отрицание либерализма - как антилиберализм:
Немецкий историк Эрнст Нольте в качестве основы фашизма выделял три идеологических «анти-»: антимарксизм, антилиберализм и антиконсерватизм. К ним добавляются две характеристики движения: принцип лидерства и партийность[40].
Американский исследователь Стэнли Пейн к трём «анти-» Нольте добавляет следующие характеристики: национализм, авторитарный этатизм, корпоративизм, синдикализм, империализм, идеализм, волюнтаризм, романтизм, мистицизм, милитаризм, насилие[36][41].
По мнению немецкого историка Вольфганга Виппермана, основными чертами идеологии фашизма являются: традиционализм, национализм, корпоративизм, антилиберализм, антидемократизм, антикоммунизм, экстремизм, этатизм, элементы популизма, милитаризм, часто — вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам[42].
Американский политолог и историк Роберт Пакстон[англ.] писал, что фашизм включает антилиберальные ценности, агрессивный насильственный национализм и расизм, а также новую эстетику инстинкта и насилия; его определяющие элементы — неограниченный особый суверенитет, склонность к войне и общество, основанное на насильственном исключении[43].
Американский историк Роберт Суси[англ.] писал, что хотя фашистские партии и движения значительно различались, они имели много общих черт, включая крайний милитаристский национализм, презрение к избирательной демократии, политическому и культурному либерализму, веру в естественную социальную иерархию и господство элит, а также стремление создать народную общность (нем. Volksgemeinschaft), в котором индивидуальные интересы должны подчиняться благу нации[8].
так что я не согласен с мыслью о поклонении либерализма гоббсовскому левиафану (и кажется вообще не понимаю эту мысль)
и думаю, что ярче всего это несоответствие можно показать на примере фашизма как крайнего этатизма
В.Б.> Безусловный примат государственного над личным и общественных интересов над личными - это непоколебимые постулаты и правила жизни, исходя из "Морального Кодекса строителя коммунизма", в СССР, который даже при весьма развитом воображении назвать фашистским никак не получается.
фашистским нет (национализма, тем более нацизма в СССР, к счастью, не было)
но тоталитарным, этатистским - да
и поэтому антилиберальным
фитилёк либеральных свобод очень быстро прикрутили - начиная, например, с декрета о печати (Горький-то волновался, и не зря - мрачные предчувствия его не обманули, дальше пошло-поехало)
я не совсем понимаю, в каком контексте в этой теме идёт критика либерализма (вижу только, что контекст этот очень широк), но даже если воспользоваться самым простым методом и пойти по критериям либерализма в его определении, то, кмк, становится очевидно, что притянуть либерализм к подавлению личных свобод и уравнять его с тоталитаризмом и этатизмом любого оттенка нельзя, не нарушив логики:
Либерализм — стремление к свободе человека от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества[3]. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими составляющими в современном либерализме признаются
-свобода слова (свобода публичного высказывания),
- свобода совести (отделение религии от государства, светское государство и общество),
- право на легальное участие в политической борьбе.
вот прямо по этим трём важнейшим составляющим и можно сравнивать любые страны сегодня и в прошлом, оценивая степень их либеральности
можно сравнить СССР и сегодняшнюю РФ
СССР:
свобода слова - 0
свобода совести - 0
право на легальное участие в политической борьбе - 0
сегодняшняя РФ:
пожалуй, не будем сравнивать
достаточно того, какой негатив, судя даже по теме, вызывает само слово
идея о том, что свободы и права личности являются высшей ценностью, на которую государство не может посягать, ассоциируются если не со вседозволенностью, то с чем-то явно безнравственным