Н-12>> не совсем рабовладения.
Полл> Общество живёт на том, что нашёл сам с родней или соседями - это первобытно-общинный строй.
Полл> На произведенном людьми без прав - рабами. Это рабовладение.
Полл> На произведённом людьми, законодательно прикреплённым к чужим средствам производства - это феодализм.
Полл> На произведенном людьми, работающими по найму на чужих средствах производства - это капитализм.
Полл> На произведенном людьми, использующими настолько совершенные средства производства, что для них не нужен чужой труд, включая наемный - это коммунизм.
Полл> Азиатский способ производства Маркса основан на рабском труде.
Полл> Это - рабовладение.
не.
насколько я могу судить, азиатским способом производства Маркс обозвал систему объединения усилий людей, выпадающую из его стройной теории.
когда свободные общинники трудились на земле, право собственности на которую принадлежало всему социуму, и за это право должны были выполнять определенные работы, возможные только при объединение усилий многих людей.
можно общественные формации определить отталкиваясь от права собственности на средства производства.
а можно отталкиваясь от способа объединения усилий.
ну, чем меньше личное могущество человека, тем больше насущных задач он не может решить в одиночку, ему нужно объединиться с другими людьми.
можно объединиться с кровными родственниками - тогда это родо-племенной строй,
можно просто наловить чужих и силой заставить их объединить усилия - тогда это рабовладение,
можно выделить из социума людей, специализирующихся на узкой задаче, а за решение этой узкой задачи принять их на содержание социума - тогда это феодализм,
можно нанять за деньги - тогда это капитализм;
можно объединиться понимая необходимость объединения - тогда это социализм,
а можно вообще не нуждаться в объединении с другими - это коммунизм.
азиатский способ производства очень близок социализму, на рабовладельческий он совсем не похож.
пирамиды и китайские стены строили не рабы.
Н-12>> железная металлургия возникала и в родоплеменном строе,
Полл> А первые паровые машины - в рабовладельческой античности.
да, но в родоплеменном обществе железная металлургия была развита до практического применения, скифы, хунну, галлы, китайцы вполне производили железные мечи.
Н-12>> судоходство под парусом - точно не рабовладение, рабовладение зациклилось на галерах.
Полл> Галера - средневековое изобретение.
Полл> Ты имеешь в виду гребные корабли.
Полл> Так ты не прав дважды.
Полл> Во-первых, основой коммерческого судоходства античности были именно парусные корабли.
ну, не знаю.
как то я не встречал описания античных парусных кораблей.
мне представляется, что сам набор корпуса исключал возможность использования паруса как основного движителя, только как вспомогательный.
Полл> Во-вторых, в эпоху расцвета рабовладения профессия гребца была высокооплачиваемой, и рабов в ней практически не было.
Полл> Рабы, прикованные к веслам - это норма совсем не рабовладельческого, а феодального общества.
Полл> Такие вот пародоксы человеческого социума.
как то я привык к мысли, что социальный статус гребцов зависит вовсе не от текущей формации, а о размеров плавсредства.
небольшое плавсредство - гребцы свободные люди, участвуют в бою, дележе добычи и прибыли.
плавсредство покрупнее - гребцов нужно так много, что невозможно обеспечить приемлемые для свободных людей условия обитания и долю прибыли и добычи.
Полл> Любое развитое общество - метастабильно и желает быть "концом истории", создавая произведения вроде: "О скотской сущности третьего сословия" и "Скачивая mp3 - ты скачиваешь коммунизм!"
Полл> Именно поэтому основной способ смены общественной формации - полноценная революция.
наверное да, но в развитом рабовладении успешная революция невозможна, восстание, бессмысленное и беспощадное - сколько угодно, полноценная революция, приведшая к смене формации - могу представить.
развитое рабовладельческое общество, как мне кажется, может быть только разрушено извне.
или сойти на нет, по причине утраты источников рабов.
Полл> Ты сам же пишешь, что распределение вторично от производства. Общество, выбравшее не оптимальный для своего уклада способ распределения - проиграет. Наглядный пример - СССР.
мне кажется что история возникновения, существования и исчезновения СССР настолько сложна и многогранна, что даже однозначно сказать что СССР проиграл - нельзя.
Полл> Ну так смысл разделять общественный уклад и принцип распределения, если они по факту неразрывны?
потому что один и тот же общественный уклад может иметь разные принципы распределения, а один и тот же принцип распределения - разные общественные уклады.
Н-12>> рабовладение изо всех сил увеличение личного могущества блокирует,
Полл> Тебе нужно ознакомится с вопросом серьёзней.
может быть, но сомневаюсь, что при самом серьезном изучении я могу обнаружить, что развитое рабовладение способствовало увеличению личного могущества рабов.
мне кажется непременное условие существования рабовладельческого общества - большая разница в личном могуществе рабов и рабовладельцев.