Fakir> Я бы сказал, что это запись сути. Экстракт.Fakir> То есть надо уметь на ходу отцедить то, что не понадобится потом (стало понятно/запомнилось и так), а зафиксировать то, что еще понадобится (не запомнилось/не понято/особо важно/требует обдумывания).
Это дело замечательно оценивается в тексте и "конспектируется" highlighter-ом. Намного проще, быстрее, практически не требует затрат.
Fakir> Кроме того, умение быстро и ненапряжно конспектировать - оно наполовину (ну, минимум на треть) состоит в выработке собственных сокращений и условных знаков. Такой персональной иероглифики.
У нас в 2-х группах была выработана общая система сокращений у 5 человек (как раз отличники). Более того, на обложке с внутренней стороны всегда стоял "словарик".
В идеале мы могли создать и стенограмму.
Тем более, что в математике количество слов очень ограниченно. Но всё равно — это усилия и значительные.
Fakir> В "Науке и жизни" в 80-х как-то была небольшая статейка на эту тему - в школе еще на глаза мне попалась, и поэтому в случае чего уже и в старших классах я на конспектирование тратил заметно меньше сил, чем одноклассники Ну, правда, читать тот конспект кроме меня могло 1-2 человека, но то уж не мои проблемы
Не, в наших группах могли все. Благодаря словарику. Ну, а 5-10 человек очень свободно. Но конспект напоминал немного вьетнамский. Диакритических знаков могло быть до 4 штук над иероглифом.
Fakir> Умение оказывается полезным потом и без конспектов, в записях чисто для себя - тоже экономит время и бумагу
Чисто для себя я предпочитаю книжку с полями или презентацию со свободным местом. Иногда, когда нет места я использую stick-notes. Очень полезно.
Fakir> Хреновиной он занимался, по-моему
Ни фига. Именно не хотел тупого писания без понимания. И очень хорошо делал. Потом на 3-м курсе даже на не очень любимых методах оптимизации (это так у нас назывался предмет про всякие линейные программирования и поиск оптимальных решений для других задач), я успевал в полуха отслеживать и поправлять.
Благо, у нас замдекана читал, такой незлобный дядька.
Зато меня хорошо запомнил.
Fakir> А вот это зависит от искусства лектора и технической оснащённости.
Не, тут есть временной фактор. Вот возьми книжку Ильин, Садоничий, Сендов — матанализ (ИМХО, одна из самых лучших). И вот из неё, всё, что очерчено одной (первый уровень сложности — для физиков
), двумя (второй уровень сложности — для математиков) и частично тремя (для специализирующихся в этой дисциплине) за год пройти. Там около 580 страниц. Надо пройти за год (два семестра по 120 часов где-то на теорию и столько же на практику, анализ три раза 90 минут и 3 раза по 90 минут практика). Такая вот программа. А, если учесть, сентябрь и октябрь мы сидели в колхозе... то от первого семестра оставался ноябрь (иногда мы возвращались 5 ноября) и декабрь. А вот второй семестр — февраль, март, апрель, май, пол июня. И вместо 8.5 месяцев и около 2-х на сессию, у нас получалось 6.5 месяцев и два на сессию.
Fakir> Чем проектор (или экран - кто чем богат) на порядок лучше доски - сразу виден большой кусок информации, можно быстро сориентироваться, что и где нужно будет выписать, можно удобно "переключаться" между слушанием лектора и собственно записью, распределять внимание.
Этому сильно помогают и бумажные презентации. На них делать пометки гораздо удобнее. Ну и отмечать непонятные места в формуле легче, чем её переписывать, а потом проверять, а только потом отмечать.
Fakir> Если это добро есть, и лектор толковый и опытный - всё получается отлично. И понять успеваешь, и всё, что надо - записать по пути. Вот к примеру мужик, что гидродинамику читал - был из таких. Темп очень чувствовал.
Хорошо, когда время есть.
Но и тут всякие вещи с розданными материалами облегчает жизнь. И тут лектору уже можно смело ориентироваться на чуть более скоростную манеру и попытки более глубокого копания.
Fakir> А когда изредка читала за него его бывшая аспирантка - вот у неё получалось похуже намного, потому как по неопытности она торопилась, и поспевать становилось уже трудновато.
Трудное это дело — всё рассказать и уложиться. Планы лекций надо писать, проговаривать. Тут, кстати, в школах (по крайней мере, в нашей) обязательно требуют план выступления. Поэтому мои дочки писали выступление и читали вслух с засечкой времени, чтобы уложиться в срок и всё рассказать. Часто меняли всю схему.