Sandro>>> ...кстати, а какой?
pokos> Да чо тут думать-то?
pokos> (2502,3-2,3)/(2502,3+2,3)= 0,99816337938193723548670446378663
Но в чем проблема (в случае отделения
мух от котлет потерь от полезной работы в боНбе?)
ВНИМАНИЕ!
Это почти недоступно массовому сознанию высшие инженерные абстракции.
Уже сталкивался с этим неоднократно.
Когда вы имеете дело с движением некого ... эм... "транспортного средства", с вычислением некого "общего" КПД, для некого...
ПРИВОДА, вы должны чётко понимать что тут присутствуют и требуют выделения две абстракции..
1. ДВИГАТЕЛЬ. Это то что превращает внутреннюю энергию топлива (как правило) через тепло (и всякие там "циклы") в движение РАБОЧЕГО ТЕЛА. И тут свой КПД, своя эффективность и свои потери (это то что мы и пытаемся выше поймать).
2. ДВИЖИТЕЛЬ. Это то, что превращает количество движения (и полезную энергию) уже рабочего тела в количество движение, собственно, транспортного средства (в нашем случае в сжатие вторички). И тут своя "механика" и свой "КПД", то есть потери и расплаты по отдельным счетам (и закон Z/(Z+1) - это как раз уже приближение из этой оперы). Уже даже без Второго Начала. Просто из законов-близнецов сохранения энергии и импульса (это если мы все считаем в вакууме и без гравитации).
Зачем эти сложности нужны? Все для того же.
Хорошо известно, что эффективность ни двигателя, ни движителя не может быть равной 1. Они всегда меньше (и часто заметно). А эффективность привода - произведение этих эффективностей.
Поэтому все надо считать по-отдельности.
Например, полная эффективность двигателя РД-108 (как видно из графика выше) чуть больше 50%. Но полная эффективность ракеты с подобными двигателями (той же P-7) при выводе на орбиту Земли полезной нагрузки (включая и последнюю ступень, которую и наблюдала восторженная публика на небе, считая ее спутником) составляет ~ 10% (от энергии запасенной в топливе и окислителе). Любой это может посчитать сходу (задача нехитрая). Но выяснить куда остальное разбазарили - уже интересный ребус. Это и плата Второму Началу (начиная с двигателей и разговоров о полной эффективнсоти ЖРД двиГателя) и гравитационные потери (на "висение ракеты", то есть "плата" за то, что она не сразу приобретает орбитальную скорость и ракета вынуждена некоторое время "висеть" в гравитационном поле) и потери "на управление" (связанные с тем что ракета не сразу ложиться на идеальную траекторию, так как сначала бы надо пробить толстую часть атмосферы) и сопротивление воздуха (эта потеря - самая очевидная. Но она и самая маленькая, как не странно) и (самое прикольное!) расплата за эффективность ракеты как движителя вообще (это - уж совсем невообразимое народу статья расходов!)... Тут - хватает своих кунштюков.