bashmak> Потому что после 1917 из России далеко не один инженер уехал, а намного больше, а из тех, что остались еще часть расстреляли.
Вы упорно передергиваете:
до 1917 года нехорошие большевики никого не расстреливали и отношения к подготовке инженерных кадров не имели - все косяки с кадрами к моменту революции есть исключительно заслуга предыдущего режима - а тут мы вообще то обсуждаем подготовку кадров в РИ.
bashmak> То, что инженерное образование в РИ было сравнимым с немецким - факт и частные жизнеописания этот факт никак не изменят.
Знаете - в этой теме мы с вами шикарно дополняем друга
- вы широкими жестами оперируете абстрактными цифрами, чего то там складываете, делите и пр. - а я показываю их (этих цифр) практическое, реальное наполнение....
.
А "частные жизнеописания" как раз позволяют узнать фактическое состояние дел. Не говоря уж о том, что когда главный инспектор МПС по наблюдению за исполнением заказов на металлургических заводах - оные заводы посещает и докладывает что на некоторых из них вообще нет специалистов с техническим образованием - то это отнюдь не частное мнение.
К вопросу - вот там автор в блоге, цитирует цифры количества студентов - мол в Задрюпинском институте в 1901 году было столько то студентов, в другом столько то - ну и как эти цифры говорят о качестве образования? Да никак.
Зато из "частных жизнеописаний" мы например узнаем, что во время учебы того же Грума - не было ни одного отечественного учебника, учебных пособий, книг и т.п. по металлургии!!!
Зацените ситуацию - в РИ на описываемый период времени уже почти 2 столетия существует как отрасль горное дело и металлургия - и кстати эта отрасль в течении целого века (18-й и начало 19-го) является пожалуй единственной в России конкурентоспособной на мировом рынке отраслью промышленности.
Горному институту - т.е. специализированному по данным специальностям и действительно уважаемому вузу на тот момент уже исполнилось больше столетия.
В стране идет бурный рост отрасли - кстати отрасли являющейся основой машинной индустрии как таковой: (руками иностранных инвесторов на Юге РИ - т.е. нынешней Украины) строятся или уже запущены множество мощных и достаточно современных (относительно мирового уровня) предприятий.
А в итоге - на фоне всего этого в РИ нет
элементарной составляющей учебного процесса - учебной литературы для подготовки специалистов данного профиля!!!
В результате Грум и его сокурсники (разумеется под руководством преподавателей) фактически были вынуждены параллельно учится и сами для себя ... составлять учебники (переводили иностранных авторов, компилировали статьи из научно-технических журналов и т.п.).
Вот хотелось бы узнать - в каком британском или немецком вузе в то время тамошние студенты были вынуждены сами для себя писать учебники???
Это все - ненормально. И это свидетельство о реальном качестве подготовки.
Или тоже отношение к молодым специалистам на уральских заводах – может это для вас частный факт, а для меня, как специалиста, это свидетельство отсутствия системы ввода молодых инженерных кадров в строй. Мы же ведь тут не отправку на фронт маршевых рот обсуждаем – мол набрали сто голов по списку, обрили, отправили – набрали студентов, как то обучили, выпустили за ворота вуза и умыли руки? Так в нормальной системе подготовки кадров не делается.
Можно с ходу посмотреть биографии выдающихся русских инженеров, и у многих из них выясняется, что они стали тем - кем они стали, не благодаря системе – а вопреки ей. Я уже упоминал выше, что когда Грум прибыл в Тагил и буквально выцаганил для себя инженерную работу – и ему, чтоб видимо отвязаться от настырного молодого инженера поручили заняться перепрофилированием одной доменной печи под выплавку ферромарганца. Результат – молодой специалист сам целый год, без всякой помощи со стороны опытных специалистов ковырялся методом проб и ошибок:
Тут настали мои черные дни. Я искал совета у техников и инженеров округа и убедился в их полном ничтожестве. Ни одной мысли, ни одной гипотезы… И на других уральских заводах все было абсолютно так же.
И это все - ненормально.
Ну ладно Грум – он был пробивной человек, инженерный талант (наверно даже гений в своем деле) – только вот система подготовки инженерных кадров должна не отдельных штучных гениев «сквозь тернии к звездам» прогонять – а методично, непрерывно и целенаправленно готовить винтиков-инженеров и встраивать их в машину (систему производства).
И вот этой системы в РИ и не было.
Вот из таких «мелочей» и складывается инженерная школа в стране. И такой школы в РИ - не было. Т.е. инженеры были – а школы не было. Результат – см. ниже.
A.1.>> C точки зрения формальной логики и статистики - чудеса, правда? bashmak> Никаких чудес - спрос превышает предложения, причем существенно.
Вы хоть читаете, чего я пишу то?
Я процитирую еще раз себя любимого, чтоб было понятно о чем речь:
A.1.>> Т.е. получается инженеров на уральских завода либо вообще нет, либо если есть – то низкой квалификации, и молодые тоже не нужны.
Так вот – главная причина отсутствия спроса на специалистов – это кривой и неконкурентноспособный (даже на внутреннем рынке, не говоря уж о мировом) менеджмент уральских заводов к концу 19 века (причем как на уровне собственников, так и наемный). Фактически предприятия в своем развитии застыли на уровне мануфактур 18 века (тогда они действительно были конкурентноспособны, только вот жизнь и бизнес на месте не стояли..). Собственно при мануфактурных способах производства инженеры и были не нужны – просто хватало накопленного опыта непосредственных исполнителей, юзавших на протяжении двухсот лет одну и ту же технологию.
В 1793 г в Англию было экспортировано 2235 тыс.пудов уральского железа (1/3 от годового обьема потребления железа британской промышленностью), в 1827 г – 601 тыс.пудов, а к 1836 г экспорт упал до 243 тыс.пудов.
В 1730-х гг РИ выплавляла 1/3 мирового производства чугуна – а в 1885 г – 2,7%.
Это приговор.
Фактически собственники проспали техническое перевооружение отрасли - и тем не менее доставшееся им в наследство заводы от деловитых предков (за счет дешевой рабочей силы и богатых природных ресурсов) худо-бедно обеспечивали им бутерброд с икрой, ванну с шампанским и возможность кутить в ниццах проигрывая в карты бешенные деньги - а им большего было и не надо. Правда у них хватило мозгов продавить в 1880 г таможенные пошлины на ввоз металла в страну, т.с. в целях защиты отечественного производителя
АВТОВаза…. тем самым окончательно законсервировав отсталость старых уральских заводов, до серьезной модернизации которых (тех что дожили до того времени) даже у новой власти руки дошли только к 1970-м гг, а до некоторых и вообще только в этом веке.
А теперь к вопросу, как тут распорядилась «невидимая рука рынка»(тм) на которую вы ссылаетесь, и как все это повлияло на кадры.
В середине 1880-х как открытие богатых руд криворожского бассейна и запасов угля в Донецке привело к бурному освоению Юга РИ – руками (точнее деньгами) иностранных концессионеров (британских, американских, французских, бельгийских) были построены новые заводы – Юзовский, в Каменском, в Мариуполе, Макеевке, Енакиеве, Краматорске и др.
Казалось бы – вот поле для деятельности (новые заводы растут как грибы, их же надо укомплектовать ИТР?)– вот где можно бы применить свежеобученных русских инженеров.
Ан нет, в этом никто не заинтересован – та самая «рука рынка» делает выгодным по дешевке добывать в РИ сырье, выплавлять из него полуфабрикат, везти его на заводы в Британию, там делать из него корабельную броню – и русским же потом ее и продавать.
Хороший бизнес – и зачем в его тонкости посвящать аборигенов? Гораздо проще привести с собой из европ готовых тамошних специалистов. Ну были те же вышеупомянутые Павлов и Грум во время учебы в Горном на практике в Юзовке, так никому они там не понадобились (видимо принудительное распределение выпускников у царских властей распространялось только на отечественных предпринимателей, а вот против
Кости Сапрыкина Джона Юза у них методов видимо не было…). Тот же
Курако М.К. знаете чем славен в истории отечественной инженерии (помимо решенных им чисто технических вопросов)? – а тем что в 1913 г. получив приглашение на должность начальника доменного цеха на Петровский завод (Енакиево) выбил из бельгийской администрации себе право приглашать на работу в свой цех не только иностранных, но и русских инженеров (у бельгийцев из-за проблем с качеством рельсов срывался госзаказ от МПС, и они были вынуждены пойти ему навстречу, и Курако в итоге заменил там весь свой инженерный персонал на русских специалистов, а затем и всех мастеров – оставив только двух самых заслуженных бельгийцев).
З.Ы. Кстати сам Курако начинал у американцев на Мариупольском заводе простым рабочим, прошел по всем ступенькам карьеры заводского мастера – тесня американцев и опять его имя вошло в историю тем, что ему первому из русских инженеров удалось потеснить иностранца и занять должность начальника цеха (Краматорский завод).
Ну это так сказать – отношении к местным специалистам со стороны владельцев и управленцев заводов Юга РИ принадлежащих иностранному капиталу (напомню – самых современных заводов отрасли в стране, причем бывших таковыми вплоть до постройки новых меткомбинатов времен советской индустриализации 1930-х гг).
А как относились сами иностранные спецы к русским – они собственно тоже были не заинтересованы в какой либо передаче опыта и подготовке местных кадров, т.к. справедливо предполагали, что если они выучат себе русских сменщиков, то та самая рука рынка их уволит, и за меньшую зарплату на их место наймет русских инженеров (кстати тот же Курако, будучи уже в авторитете, обязательно требовал от иностранных работодателей себе размер зарплаты не меньше, чем у аналогичных иностранных спецов – очень показательный момент).
Если мы вернемся к нашему любимому французу Ригмону, то его поведение в отношении передачи опыта русским коллегам (а он напомню к моменту революции проработал на заводе уже около 20 лет) – вполне обьяснимо и понятно – зачем ему плодить конкурентов на свою голову? И тем более становится понятным его поведение после революции, он видимо зная себе цену и понимая ситуацию с уровнем местного персонала и пошел на то что не просто уехал, а увез техдокументацию – видимо в расчете, что революции приходят и уходят, завод снова будет работать, и возникнет понятная нужда в грамотном специалисте (местные то не умеют) – и тут появится он Ригмон, весь в белом и с потыренными в 17 году чертежами под мышкой….
Т.е. невидимая рука рынка она конечно рулила – но только почему без учета на декларируемую «не хуже чем у немцев»(тм) систему подготовки инженеров в РИ.