Перепощу сам себя. )
На Щербинке показали прекрасный макет, разрез паровоза. Не знаю, там он останется или ещё где, но это замечательное пособие для желающих узнать, как устроен паровоз.
Рядом с ним стоит поясняющая табличка, которую всё равно никто не читает.
Макет был изготовлен в июле 2012 года и привезён к празднованию 175-летию железных дорог.
Подобные разрезы - норма для зарубежных технических музеев, однако у нас я такой увидел впервые. Может, в ЦМЖТ что-то есть?
Топка. Виден краешек шуровочного отверстия, куда кидается уголь, три циркуляционные трубы, нужные для равномерного распределения воды, фактически для перемешивания, и опирающийся на них арочный кирпич. Кирпич нужен для того, чтобы потоки нагревшегося воздуха (а они идут снизу, с колосниковой решётки, не видной на фото) не сразу улетали в трубы котла, а приобрели достаточную температуру, плюс успела догореть сажа. "Лес" стержней вокруг топки - это связи, на них держится топка, и они же не позволяют её сплющить давлением. Кроме того, связи подвижны - для компенсации теплового расширения.
«
Топка» на
Яндекс.Фотках
Если присмотреться, то трубы (выкрашены синим), идущие из топки вдоль котла, выполнены двух диаметров. Тонкие - это дымогарные трубы. Служат для удаления продуктов горения и нагрева воды в котле. Толстые - это жаровые. В них, как видно на фото, в свою очередь идёт ещё четыре трубы, выкрашенные жёлтым цветом. Толстые трубы также служат для того, чтобы продукты сгорания топлива удалялись в трубу, но нагревая не только воду, но и эти самые жёлтые трубы, однако про них чуть позже.
«
Котёл» на
Яндекс.Фотках
Паровозы послевоенной серии Эр, как этот вот разрезанный для макета, имеют сверху на котле один колпак. В нём совмещён сухопарник и песочница. Из сухопарника как раз и отводится пар, причём, как видно на фото, как по широкой трубе вперёд, так и назад по более узкой. По узкой трубе пар из сухопарника, так называемый свежий пар, идёт на пароразборную колонку, откуда подаётся различным потребителям: паровоздушному насосу, создающему тормозное давление, на генераторы, на инжекторы, подкачивающие воду в котёл, на прогрев смазки в маслёнках - это в простом случае. Если паровоз более сложный, как например последний советский пассажирский П36, то пар выполняет ещё массу функций, к примеру таких, как питание паровой машины податчика угля из тендера в топку и обогрева стёкол и будки.
Самая узкая серая труба на фото - это привод регулятора. Машинист, двигая рычаг, определяет, какое количество пара будет отдано в "толстую трубу" для питания паровой машины.
«
Сухопарник» на
Яндекс.Фотках
Но пар в цилиндры попадает не сразу. Сперва он должен пройти пароперегреватель, который выкрашен все тем же желтым цветом. Пар из сухопарника после регулятора идёт в те самые четыре тонкие жёлтые трубы, которые помещялись в толстой синей трубе, проходящей через котёл. Они называются - элементы пароперегревателя. Насыщенный пар входит в элемент, делает один виток, затем второй, и в итоге приобретает ещё более высокую температуру, чем та, которая может быть достигнута непосредсвенно в котле, до 400 градусов. В итоге повышает КПД паровоза - до желанных почти 10%, кроме того, становится возможным применять простые паровые машины однократного расширения пара.
За пароперегревателем виден конус, через который в трубу выбрасывается отработавший пар.
«
Дымовая коробка» на
Яндекс.Фотках
А вот и паровая машина. Рабочий цилиндр, который приводит в движения колёса, показан внизу. Вверху - золотник Трофимова, который ведает парораспределением, то есть определяет, подавать ли, и в какую половину цилиндра, перегретый пар. Отработав, пар выбрасывается в трубу, создавая тягу в котле - потому стало возможным сделать у паровоза трубу небольшой высоты.
«
Паровая машина» на
Яндекс.Фотках
Будка паровоза. Сидение помощника машиниста убрано для лучшего обзора будки.
«
Будка» на
Яндекс.Фотках
Тендер. Видны сверху скошенные стенки угольной ямы, справа - сетка фильтра для наполнения тендера водой, а также гасящие инерцию жидкости перегородки внутри тендера, не позволяющие воде раскачивать тендер, перекатываясь по всему объёму.
«
Тендер Эр» на
Яндекс.Фотках
Таким образом, макет вышел очень удачный. Каждая "стихия" выделена своим цветом: синей - вода, красным - огонь, серым - насыщенный пар, жёлтым - перегретый.