Социальное пространство, социальное время и социальная структура
Основное наблюдение, из чего мы исходим. Есть три базовые категории анализа: социальное пространство, социальное время и социальная структура. И подавляющее большинство членов нашего российского общества очень сильно путается. Они не имеют представления четкого о том, в каком пространстве они живут. Ну, это известные дискуссии «Азия», «Европа», «Азиопа». То есть, не понятно, где мы находимся в социальном пространстве. Непонятно, в каком времени мы находимся. Вот что у нас, сейчас тоже дискуссии идут – то ли феодализм, то ли капитализм, некоторые про рабство кричат. В общем, всякую лапшу из остатков школьных знаний они пытаются приспособить для понимания своего положения в социальном времени. И третье, главное с нашей точки зрения – это социальная структура. Исключительно редкий случай, когда люди могут ответить на вопрос о социальном положении своих родителей. Социальная структура Советского Союза исчезла – рабочие, крестьяне и служащие. А те группы, которые сейчас появились, формируются и институционализируются, они оказываются внешне, между людей. Люди, принадлежа этим группам, не имеют слов для описания своей принадлежности к ним. То есть, ситуация, очень похожая на клинические вещи. Я много лет проработал в психиатрической больнице, социологом. Три вопроса, которые задают пациенту, попадающему на осмотр, это: Где находишься? Какое сейчас время (осень, зима)? И твой социальный статус? Если человек говорит, что он Наполеон, то понятно… (смеются)
Но у нас очень часта ситуация, когда люди считают себя наполеонами, европейцами, азиатами, непонятно кем, но только не в нашем социальном пространстве они определяются. У них нет слов для описания своего социального положения. Следствием всеобщей маргинальности является аномия. Вот проявление аномии мы видим сейчас на наших улицах, так сказать, и даже вас оно немножко коснулось в организации этого семинара.
То есть, люди выходят на улицы, не понимая, зачем они выходят на улицы, чего они хотят и что они могут сделать в своих возможностях. Наши студенты, как правило, которые у нас учатся, никуда не ходят, и одна из основных задач, которые я решаю в преподавании на кафедре, это прививка от реформаторства. То есть, с нашей точки зрения, которую студенты, похоже, разделяют, основные беды в нашей стране от того, что у нас стремление все изменить, нежелание принять социальный порядок таким, какой он есть, и отсутствие понятийного аппарата для описания этого социального порядка. Ну, теперь, собственно, я перейду к содержанию.
Про ядро, пограничный слой и отсутствие бедных в нашей стране
Я бы хотел показать такую схемку, я ее сделал для того, чтобы объяснить венским аристократам проблематику нашу российскую, почему нельзя однозначно ответить ни на один вопрос, который они задают.
Вот у нас есть некое ядро в стране. Это примерно 65% населения. Ресурс на ядре – люди живут на жалование, на зарплату, на пособия, на стипендию, на пенсии. Это те, кто голосовал на последних выборах за сохранение привычного порядка вещей, за гарантии в обеспечении ресурсов.
Есть пограничный слой. Здесь нижний предел численности этого слоя – 17%, люди, которые имеют загранпаспорта. Они уже знают заграницу, что такое заграница, они туда ездят, и они соответственно относятся к этому ресурсному ядру вот так: богатая страна, но пьют-воруют, работать не хотят. Значит, люди из ресурсного ядра, когда смотрят на пограничный слой говорят, что там коррупция, плохие начальники, много берут, мало дают. Это, в общем-то, ответы на вопросы, которые мы задаем, в формулировке самих респондентов. Когда из внешнего мира смотрят на ядро, говорят, что у нас архаичная экономика, непонятная социальная структура, властный произвол и коррупция. И когда внешний мир смотрит в пограничный слой, они видят здесь зачатки рынка – они видят здесь зачатки рынка, демократии и организации гражданского общества.
То есть, много разных схем, и все они, в общем-то адекватны. И разобраться в этой системе мы пытаемся, но, в общем, значимыми возможностями, ресурсами, получается сделать эскизы, но не получается сделать серьезные фундированные исследования.