В.Б.>>Там такая смесь различных смол: сандарак, дамарра, копал, янтарь, шеллак - и у всех непостоянство цвета от образца к образцу. Тут очень скрупулезный подбор нужен.TEvg-2> А подробнее можно? рецептура, технология, где компоненты берете?
Рецептура - тут так запросто и не скажешь. В общих чертах, дело обстоит так:
Существует две школы Амати/Страдивари и Гварнери. Гварнери утверждал, что лак - неизбежное зло, Амати/Страдивари - весь звук от лака. Это если утрировать. Поэтому, чтобы составить рецептуру лака надо знать свойства деки, в основном, верхней. Она делается из мелкослойной "резонаторной" ели (альпийская, на худой конец, Тянь-Шанская сейчас) с примерно 7-10 слоев на 1 см. Причем на одном см толщина слоев должна изменяться не более, чем на 30%.
Но все равно, одинаковых елок не бывает. Поэтому лак нужен еще и для того, чтобы привести разные деки с какому-то общему знаменателю. Отсюда - разная рецептура лака. Далее - форма деки - свод (крутой тирольский, "штайнеровский", или плоский, "страдивариевский"). От этого зависит упругость и прогиб деки. Это измеряют с помощью микрометра, размещая на деке калиброванный груз. Далее определяют частоту собственного резонанса деки - она "поет", если водить смычком по ней. В зависимости от упругости и собственной частоты подбирают состав лака: если дека "слабая"- лак делают более твердым, больше копала и сандарака с янтарем, меньше шеллака и дамарры. Если дека слишком упругая с высокой частотой собственного резонанса, то лак делают мягким, иногда только шеллак с примесью льняного масла. Опять же, надо цвет подобрать - лаки разные. Копал, шеллак - темные, дамарра, сандарак - светлые. Поэтому иногда добавляют краситель, чаще - "драконову кровь" - сок драцены.
Это касательно состава лака. Там еще много всяких заморочек по технологии: вощение, способ нанесения (я предпочитаю тампоном), растворитель - масло или спирт. Масляные лаки мягче, но сохнут 2 мес. Я предпочитаю спиртовые, поэтому - тампон. Коротко так и не скажешь.
Откуда беру - что-то в "Лавке художника", что-то у реставраторов станковой живописи в бывшем месте моей работы - в Эрмитаже, что-то у тамошних краснодеревцев. ("рыбкин клей" - осетровый).
Кстати, скрипка - удивительная вещь: толщина верхней деки кое-где может составлять 1,7 мм, при усилии струн 110 кГ! А разбирается полностью за 1 час, совершенно свободно, без потери качества. Уметь, конечно, надо.