ждан72>> при равных объемах двигателя, как правило на современных ато отличающихся экономичностью ставят турбо моторы заметно меньшего объема чем атмосферники, возможно что лучшая полнота сгорания обеспечивается в том чиле за счет уменьшения объема горения при равном времени сгорания. При РАВНЫХ объемах двух двигателей, с турбонаддувом/без оного, с разной мощностью в турбированном моторе на одну лошадиную силу в час затраты топлива в граммах будут на несколько процентов меньше.
При одинаковой мощности, но разном объеме атмосферник и турбированный не будут иметь заметной разницы удельного г х л.с./час расхода топлива. Однако ж меньший вес и общий объем турбированного мотора способствует уменьшению расхода топлива в литрах на 100км за счет меньшего веса машины.
ждан72>> помнится кто то выпускал двух свечевые моторы которые за счет поджига в двух местах лучше прогорали (огонь быстрее добирался до дальнего угла) и соответственно был экономичнее и мощнее.
Да, авиационные моторы ВМВ, к примеру, имели довольно большой диаметр поршня 150-160мм.
Не менее важна невысокая надежность свечей и магнето тех лет.