[image]

Искоренить «пятую колонну» в школьной программе

Нужны ли нам Пушкин, Толстой, Лермонтов?
 
1 2 3 4 5 6 7 12

ED

аксакал
★★★☆
wstil>как известно, уровень знакомства 80% населения с классикой заканчивается на школьной (ВУЗовской) программе. Поэтому хотя бы обзорно проходить Толстого нужно.

Зачем? Уровень литературных знаний тех 80% не изменится ни на йоту.

wstil> Странно как-то выбирать произведения Пушкина для Ш.П. по критерию "стабилизатор-революционер" ИМХО.

Странно не видеть, что в той статье авторы (и их произведения) рассматриваются исключительно по этому критерию.
   40.0.2214.9340.0.2214.93
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
s.t.> а что там неверно относительно оценки авторов?

Гы, да троллинг же 25-го левела :)

Для совсем уж непонятливых вставлен "украинский националист Гоголь" - ну тут уж нельзя не просечь :)

А что там Чехов про Сахалин живописал - так если кто не в курсе, там была каторга, самая на то время страшная в РИ. Весь остров был населён по сути каторжанами, откинувшимися, и охраной с администрацией. Типа русская Австралия. И чо от такого контингента еще ожидать?
   3.6.33.6.3

ED

аксакал
★★★☆
Fakir>вставлен "украинский националист Гоголь"

Кстати, в тексте так и не нашёл. А тоже хотел откомментировать. :)
   40.0.2214.9340.0.2214.93
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

Fakir> "украинский националист Гоголь" - ну тут уж нельзя не просечь :)
Тарас Бульба.
   22
+
+2
-
edit
 

Akuma

втянувшийся

Fakir>> "украинский националист Гоголь" - ну тут уж нельзя не просечь :)
s.t.> Тарас Бульба.

Что в этом произведении от украинского национализма? Русский национализм там вовсю прёт.
   35.035.0

Akuma

втянувшийся

U235>> Он просто избыточно сложен для школьников.

Ну ХЗ. Я вот как три тома "Войны и мира" прочёл, так третий до сих пор не взялся читать. Хотя у меня до сих пор есть дурная привычка дочитывать всё, что начал читать (даже второй том "Мир, как воля и представление" прочитал). Так что, скорее, муторное оно (если не любитель подобной литературы), а не сложное.
   35.035.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
U235> Тем не менее Фета даже при СССР изучали, хоть яркий представитель этого самого серебрянного века во всех его проявлениях вплоть до наркомании.

Это крепостник Фет-то серебряный век?! :)

U235> Проблема поэтов серебрянного века не в их облико морале, а в том, что они в большинстве своем непонятны и избыточно сложны для подростков.

Лучшие вещи у Блока, Гумилёва, не говоря уж о Маяковском и Есенине - более чем доступны :)
Да что может быть сложного и непонятного подросткаму Гумилёва, который сам психологически был подростком? :)
   3.6.33.6.3
+
-
edit
 

Vale

Сальсолёт
★☆
Vale>> Никто не помнит что такое социалистический реализм?
Vale>> "Это когда героиня смотрит в зеркало и спрашивает, кто на свете всех милее, всех румяней и белее, а зеркальце отвечает - наша Родная Партия".

Bredonosec> и чо за бред? Где, напр, в "Иду на грозу" Гранина подобный бред?

А вы почитайте это произведение. Найдите свое школьное сочинение, с заголовком "Отображение жизни советских людей в романе Даниила Гранина "Иду на грозу". Что, вам уже не давали такое писать? Ай-ай-ай, какое упущение. Я вот что-то такое писал точно.

>Где в вайнерах подобный бред?

Еще раз: вы, молодой человек, сколько лет писали школьные сочинения про соцреализм? Три года? Два? Ни одного? У вас выпуск где-то 1995 в Литве, я правильно помню? На соцреализм, если вы не в курсе, в Литве можно было "класть болт" не раньше 1987-1988, выпускники 1995-го года в тот момент писали максимум диктанты и (в лучшем случае) изложения. И наверное, еще и не во всех школах в тот момент было позволено сомневаться в непогрешимости этого метода изображения "действительности". А до 1988/87 - увы и ах, для несогласных был и комсомол, и партком, и напоминание о "неприятностях для родителей"(расшифровывать надо, с какой конторой были бы "неприятности"? :F ). И в школах цвели и пахли комсорги и прочие отличники, готовые написать не то что думают, а то, что НАДО, ради хорошей оценки. А чтобы в сочинение вставить цитату Высоцкого - нужно было, к примеру, переубедить родителей, что "бурильщики" из здания рядом с консерваторией уже не будут за этим следить - ведь "Мелодия" же печатает его пластинки вовсю.

И от того, что вы, очевидно, не знаете, что такое соцреализм - у Вайнеров его меньше не становится. [показать]


>Где в таёжных повестях Чивилихина подобный бред?
Ровно там же, где у Вайнеров.

>Где в еще миллионе прочих более или менеезначимых или посредственных произведений подобный бред?
:uhaha:

>Обкурился?

Всего лишь писал выпускное сочинение в годы отмены соцреализма. Вот не помню - на 4/5 или на 5/5. И, видимо, в отличие от вас, хорошо помню, что это такое.
   11.011.0
Это сообщение редактировалось 27.01.2015 в 18:16

Akuma

втянувшийся

Vale>А чтобы в сочинение вставить цитату Высоцкого - нужно переубедить родителей, что "бурильщики" уже не будут за этим следить - ведь "Мелодия" же печатает его пластинки вовсю.

Вы спрашивали у родителей, что писать в сочинении :eek: ?
   35.035.0

Vale

Сальсолёт
★☆
Akuma> Вы спрашивали у родителей, что писать в сочинении :eek: ?

Да, вы знаете, они как-то трепетно относились к тому, что я цитирую в сочинениях на свободную тему. И особенно - в выпускном.

И вопросы что в них цитировать можно, а что "лучше не надо" - почему-то обсуждались.

В тему срочно нужен кто-нибудь, кто расскажет про "самую свободную страну в мире - СССР". :D
   11.011.0

ED

аксакал
★★★☆
Vale> А вы почитайте это произведение. Найдите свое школьное сочинение, с заголовком "Отображение жизни советских людей в романе Даниила Гранина "Иду на грозу". Что, вам уже не давали такое писать?

Нам ЕЩЁ не давали.
   40.0.2214.9340.0.2214.93
+
+1
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
Помнится, году в 87-м писал сочинение про Остапа Бендера ("Человек, на которого хочется быть похожим"). Трояк получил. Сейчас вспоминаю, прикидываю - действительно, больше чем на 3 балла не насочинял: тема совершенно не раскрыта.
   35.035.0
27.01.2015 20:43, Bredonosec: +1: и как, получилось исполнить мечту и стать Великим комбинатором? ))))
+
+1 (+2/-1)
-
edit
 

Akuma

втянувшийся

Vale> Да, вы знаете, они как-то трепетно относились к тому, что я цитирую в сочинениях на свободную тему. И особенно - в выпускном.
Vale> И вопросы что в них цитировать можно, а что "лучше не надо" - почему-то обсуждались.
Vale> В тему срочно нужен кто-нибудь, кто расскажет про "самую свободную страну в мире - СССР". :D
Vale>

Вы не допускаете, что факт "обсуждения" возможности цитирования в Вашей семье может быть свойством не "самой свободной страны", а конкретно Вашей семьи? Если бы Вы предложили несколько разных примеров подобной внутренней цензуры, то можно было говорить о внешних (по отношению к семье) факторах, формирующих такое поведение.

Впрочем, моё недоумение не было связано с наличием или отсутствием "политической" цензуры в школьных сочинениях, а с тем, что школьника родные (а не "кривавий режим") так зачморили домашкой, что он должен отчитываться по каждой строке.
   35.035.0

ahs

старожил
★★★★
U235> Он просто избыточно сложен для школьников.

Огромная часть мировой литературы избыточно сложна не только для школьников, но и для огромной части людей с вузовским образованием, особенно если не иметь характерного склада ума :D Толстого изучают в виде:
«Детство»
«Отрочество»
«Юность»
«Кавказский пленник»
«После бала»
«Война и мир»

Можно конечно заменить ВиМ охотничьими рассказами, но тогда через 50 лет страна не поймет анекдоты про Ржевского, а этого допустить нельзя.


U235> ...поставить наконец в школьную программу "12 стульев".

Их проходил уже я, в этом году 15 лет, как школу закончил.

Советую всем корректировщикам изучить на досуге

Викитека:Школьная программа — Викитека

На данной странице приводится список вики-ссылок на литературные произведения, проходимые согласно школьной программе в Российской Федерации. Вовсе не подразумевается, что все произведения должны быть прочитаны. Имеется в виду скорее список возможных для включения произведений. Т. е. сюда можно включать все произведения, которые входят хотя бы в один список школьной литературы. «Озорник Петрушка» Гос. стандарт В соотв. с действующим федеральным компонентом стандарта основного общего образования по литературе, в ОУ с родным (нерусским) языком обучения русская литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов указанных произведений. // Дальше — ru.wikisource.org
 

Я без всяких претензий, просто меньше будем ломать копий.
   40.0.2214.9340.0.2214.93
27.01.2015 15:20, Клапауций: +1: за ссылку. а то начинается спор за "вкус устриц" :)

ahs

старожил
★★★★
Fakir> Это крепостник Фет-то серебряный век?! :)

Крепостник - не крепостник, а кокаином нос не пудрил, так что никакого "серебряного".

Fakir> Лучшие вещи у Блока, Гумилёва, не говоря уж о Маяковском и Есенине - более чем доступны :)

И при этом доступны и для взрослого. Понятно, что не всех раскачают на ученье наизусть и филфак, ну так и интегралы не всех раскочегаривают на другой полюс ботанства :D
   40.0.2214.9340.0.2214.93

wstil

аксакал

ED> Зачем? Уровень литературных знаний тех 80% не изменится ни на йоту.
Литература так или иначе способствует расширению кругозора и общему уровню культуры населения в государстве. Откатывать школьную программу по литературе до всем понятных "колобков" - не значит способствовать росту интеллектуального потенциала нации.
   35.035.0
+
+1
-
edit
 

Akuma

втянувшийся

ED>> Зачем? Уровень литературных знаний тех 80% не изменится ни на йоту.
wstil> Литература так или иначе способствует расширению кругозора и общему уровню культуры населения в государстве. Откатывать школьную программу по литературе до всем понятных "колобков" - не значит способствовать росту интеллектуального потенциала нации.

Пока преподавание литературы останется на уровне выучить наизусть "Бородино", да списать у Писарева его мысли по поводу одного произведения Тургенева, кругозор этих 80% будет расширятся только на крайне ограниченное время, потребное для заучивания да списывания.
   35.035.0

ED

аксакал
★★★☆
wstil> Литература так или иначе способствует расширению кругозора и общему уровню культуры населения в государстве.

Свершенно согласен. Потому я вовсе не за колобковый уровень.
Но конкретно ВиМ по моему мнению в обязательной школьной программе не нужна. Школьник там не поймёт и половины. Вкупе с огромным объёмом и "нудностью" скорее отвадит от литературы, чем... А для школьного изучения есть немало других замечательных произведений. В том числе и у Толстого.
   40.0.2214.9340.0.2214.93

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ED> Но конкретно ВиМ по моему мнению в обязательной школьной программе не нужна. Школьник там не поймёт и половины. Вкупе с огромным объёмом и "нудностью" скорее отвадит от литературы, чем...

Сложный вопрос, дело вкуса/вкусов. Говорят, во время оно пацаны с интересом читали из ВиМ куски "про войну". А девочки и в моё время читали охотно про всякие балы с Наташей Ростовой и прочую любовь :) Почти так же охотно, как смотрели "Унесённых ветром" :F

А сто лет назад вообще было:

Петя уже прочитал романы Тургенева, «Героя нашего времени», «Войну и мир», разумеется, «Евгения Онегина», почти всего Гончарова. И хотя Василий Петрович, руководивший чтением своих мальчиков, особенно напирал на общественное значение всех этих классических произведений, Петю захватывало в них совсем другое: любовь.

Он с жадностью проглатывал страницы, где говорилось о любви, рассеянно пропуская те, в которых было «общественное значение», или, как строго говорил отец, «главное содержание произведения». Для Пети главное содержание произведения заключалось в любовных сценах.

Будучи от природы мальчиком влюбчивым и мечтательным, он быстро усвоил всю науку возвышенной любви русских романов.
 


Просто времена были другие, и другой ассортимент доступных иных произведений "про любофф" и "про это", другая актуальность информации на вечноактуальную тему о взаимодействии с противоположным полом :F
Сейчас классику читают меньше еще и потому, что прикладная ценность существенно снизилась в силу устаревания учебных пособий :)
   3.6.33.6.3

U235

старожил
★★★★★
ahs> Можно конечно заменить ВиМ охотничьими рассказами, но тогда через 50 лет страна не поймет анекдоты про Ржевского, а этого допустить нельзя.

"Семнадцать мгновений весны" в школе вообще никогда не изучали, однако анекдотам про Штирлица ничего не грозит :) Ржевский из анекдоток - это герой сыграный артистом Яковлевым в к/ф "Гусарская балада", а не персонаж "Войны и мира".
   35.035.0

ahs

старожил
★★★★
U235> "Семнадцать мгновений весны" в школе вообще никогда не изучали

tag sarcasm
   40.0.2214.9340.0.2214.93

U235

старожил
★★★★★
Akuma> Пока преподавание литературы останется на уровне выучить наизусть "Бородино", да списать у Писарева его мысли по поводу одного произведения Тургенева

Чтоб школьникам не приходилось списывать чужие мысли, надо давать им произведения, которые способны вызывать у них свои мысли. Ты ж, блин, когда парень с улицы приходит штангой заниматься, не вешаешь ему сразу сотню килограмм, а начинаешь с десятка-другого. Так чего ж школьникам дают, например, "Господин из Сан Франциско" Бунина, который они нормально поймут годам к сорока, и то не все? Дайте вместо Бунина тот же цикл Куприна про кадетов: там про таких же пацанов, как школьники, и все им близко и понятно. Вместо "Войны и мира" можно "Севастопольские рассказы" изучать. По мыслям то же самое, но короче и проще.
   35.035.0

U235

старожил
★★★★★
wstil> Не согласен. Зощенко хорош. Пусть до Булгакова и не дотягивает, но ознакомиться полезно.

Зощенко хорош, но советских сатириков и так в школьной программе много, а Зощенко - не самый лучший из них. А вот советские фантасты, например, совершенно не представлены. А там очень хорошие и умные вещи есть, которые стоило бы школьникам знать. "Гиперболоид инженера Гарина" дать, или что-то из Ефремова или Беляева. И понятно, и интересно, и мозги есть чем занять.
   35.035.0
+
+2
-
edit
 

PSS

литератор
★★
Алдан-3> А вообще не важно, как проголосовали, важно как посчитали что написал автор, важно как это прокомментирует учитель/учебник. Исходя из этого было бы даже полезно добавить в программу истории/литературы всякого совсем уж гамнеца, типа того же Солженицына или Резуна-Суворова, с адекватными комментариями и единственной целью - с детства внушить детям адекватное отношение к этим неадекватам :)

Насколько я в курсе, "Один день Ивана Денисовича" достаточно давно входит в школьную программу. Его отдельно разбирают как пример соответствующей литературы сразу после Котлована Платонова. По крайней мере мы разбирали, а это было больше 15 лет назад. И, имхо, ничего экстремального во включении этого рассказа в школьную программу нет. Разве что кроме того, что этот тот тип рассказов который совершенно не хочется перечитывать.
   7.07.0

PSS

литератор
★★
AGRESSOR> Шаламов - ладно, поэзия еще куда ни шло, хоть и троцкист. Но Солженицын-то не писал, а лгал по большей части. Его "ценность" в этом смысле просто отрицательная. А вот сборник синонимов русского языка и словарь языкового расширения, который им были составлен, ИМХО, должен быть на уроках русского языка.

Основная проблема Солженицына в том, что он не сколько лгал, сколько целенаправленно вытаскивал весь возможный негатив, причем начав уже не мог остановиться веря в любую информацию, что подходила под его картину мира. Причем вначале возможно исключительно для того, что бы показать ту изнанку про которую все молчали, но потом уже пошел вразнос и не мог остановиться.
   7.07.0
1 2 3 4 5 6 7 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru