Ноябрь 1958 Esquire публикует роман Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани», отвергнутый редакцией Harper’s Bazaar как «неприличный».
В Атлантик-Сити вдоль пляжа тянется дощатый настил для прогулок.
Некоторые торговцы мороженым, имеющие ручные тележки, хотят продавать
мороженое на этом дощатом настиле. Если разрешение на торговлю мороженым
на настиле получит один торговец, то где он разместится?
Предположим, что потребители распределены вдоль пляжа равномерно. С
общественной точки зрения, имеет смысл разместить торговца мороженым
так, чтобы минимизировать общее расстояние, которое будут проходить все
потребители. Нетрудно увидеть, что оптимальным было бы поместить этого
торговца на полпути от одного конца настила до другого.
Теперь предположим, что разрешение на торговлю мороженым на настиле
получают два торговца. Допустим, что мы фиксируем цену, которую они
могут запросить за мороженое, и задаем вопрос лишь о том, где им следует
разместиться, чтобы минимизировать общее расстояние, проходимое
потребителями. Если каждый потребитель пойдет к тому торговцу мороженым,
который находится ближе к нему, то следует поместить одного торговца на
расстоянии четверти пути вдоль настила, а другого — на расстоянии трех
четвертей пути вдоль настила. Потребителю, находящемуся на полпути от одного
конца настила до другого, будет тогда безразлично, к какому из двух
торговцев мороженым пойти; рыночная доля каждого из торговцев составляет
половину потребителей.
Имеется ли, однако, у торговцев мороженым стимул к тому, чтобы
оставаться в указанных точках? Поставьте себя на место торговца L.
Сдвинувшись чуть-чуть вправо, вы можете "увести" у другого торговца какое-то
количество покупателей, не потеряв при этом ни одного из своих.
Сдвинувшись вправо, вы по-прежнему останетесь ближайшим продавцом для всех
покупателей, находящихся слева от вас, и станете ближе к покупателям,
находящимся от вас справа. Следовательно, вы увеличите свою рыночную
долю и свою прибыль.
Но торговец R может рассуждать аналогично — сдвигаясь влево, он "уведет"
часть покупателей у другого торговца и не потеряет при этом ни одного из своих!
Это показывает, что схемы общественно оптимального размещения не являются
равновесными. Единственное равновесное положение для обоих торговцев
состоит в том, чтобы продавать мороженое на полпути от одного конца настила до
другого, как показано на рис.24.7В. В этом случае конкуренция за покупателей
имела своим результатом неэффективную схему размещения.
Модель размещения торговцев вдоль пляжного настила может служить
своего рода метафорой по отношению к другим задачам на дифференциацию
продукта. Вместо выбора размещения торговцев на настиле можно
представить себе выбор рода музыки, на который ориентируются две радиостанции.
На одном полюсе — классическая музыка, а на другом — "тяжелый" рок.
Каждый слушатель выбирает ту радиостанцию, которая более отвечает его
вкусам. Передавая классическую музыку, находящуюся чуть ближе к центру "
вкусового" спектра, радиостанция не потеряет клиентов, которым нравится
классическая музыка, но привлечет нескольких слушателей со "средним"
вкусом. Если станция, ориентированная на передачу рок-музыки, сдвинется чуть
ближе к центру "вкусового" спектра, она не потеряет ни одного из
слушателей, любящих рок, но привлечет нескольких слушателей со "средним"
вкусом. В равновесии обе станции будут передавать музыку одного и того же
типа и люди с более "экстремистскими" вкусами будут недовольны обеими!
Модель размещения торговцев вдоль пляжного настила предполагает, что
результатом монополистической конкуренции будет чересчур уж
незначительная дифференциация продукта: каждая фирма захочет увеличить сходство
своего продукта с продуктом другой фирмы, чтобы отнять у нее покупателей.
И в самом деле, можно привести примеры рынков, степень имитации
продукта на которых кажется чрезмерной по сравнению с той, которая
представляется оптимальной.
Однако дело не всегда обстоит таким образом. Предположим, что пляжный
настил очень длинен. Тогда каждый торговец мороженым с удовольствием будет
сидеть вблизи одного из концов настила. Если рыночные зоны торговцев не
пересекаются, перемещение поближе к середине пути ничего не даст. В этом случае
ни у одного из монополистов нет стимула имитировать продукт другого, и
продукты остаются настолько различными, насколько это возможно.
Можно построить модели монополистической конкуренции, в которых
имеется избыточная дифференциация продукта. В таких моделях каждая
фирма пытается заставить потребителей думать, что ее продукт отличен от
продуктов ее конкурентов, чтобы таким образом создать определенную
степень рыночной власти. Если фирмам удается убедить потребителей в том, что
у их продукта нет близких заменителей, то они могут запрашивать за свой
продукт более высокую цену.