Vyacheslav.> Но меня добило видео про шабаш в курчатовском институте.
Ну вы блин странные вообще
Явно же День физика, с посильными развлекухами, движухами, костюмированием и прочим карнавалом. Где Архимед голый с ванной, где вот, значица, грешник в котле. Чтоб не повторяться.
Всё сугубо в русле европейских христианских традиций, межпрочим
Типичный такой карнавал, на котором костюмы чертей всегда были абсолютной нормой.
Средневековый набожный человек попадает в сущий ад. Только не страшный, а весёлый.
Ситуация, надо сказать, пограничная, держащаяся на балансе веры и игры, всегда несущая некоторую угрозу власти церкви. Поэтому при всей вольности карнавал остаётся обрядом со своими правилами и, главное, жёсткими рамками. Многократно священнослужители пытались запретить бесовское разгулье, но лишь становились пародируемыми персонажами.
Самым знаменитым в средневековой Европе был карнавал в Нюрнберге, выпадавший на масленицу. Сначала появлялся "корабль дураков" или "корабль дьявола" — довольно вместительное судно, поставленное на колеса, которое за веревки тащили шуты. Кого здесь только не было! "Богослов" в черном берете, жестикулируя и глядя на игральную доску, как в священную книгу, пытается что-то втолковать "адским духам" с птичьими головами, а те вопят как недорезанные.
Команда численностью от 24 до 100 человек собиралась у Бурга, откуда с большим шумом, в сопровождении трубачей, снаряженная копьями, колокольчиками и петардами, направлялась к ратуше. Во главе процессии шествовали шуты, за ними швырялыцики орехов и яиц и целая свита аллегорических персонажей, чертей, дикарей, замыкали же ход сами ряженые, сопровождаемые музыкантами.
Нечистый из повозки шембартлауфа 1516 г.
Черт по своей распространенности и по своему значению в системе шембартлауфа поднимается до уровня ритуалемы. Типичным для маски черта является карикатурная гротескность, безобразность, подчеркнутая чернотой маски, а нередко еще и другими рожицами, помещенными на локтях, коленях, животе и на заду. Черт из вертепа 1516 г. разукрашен именно так [16].
Так что буквально классика, веками освящённая, можно сказать, традиция в новом переосмыслении
А если кто скажет, что это сугубо западное, и для православия нехарактерно - так напомню про старинную традицию ряженых, среди которых маски леших и чертей тоже были типичны.
В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины” и “скураты”, участвующие в игрищах с “дьявольскими обличьями”, с косматыми козьими “харями”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу.
Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, жида, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.
Ряженье было обязательным компонентом святок, но также являлось составной частью развлечений на масленице, весенне-летних и осенних празднеств, на свадьбах.