Iva>>
Iva> другая сторона вопроса
Iva> За восемь лет с 1934 по 1942 г. число приемников на душу населения в Германии почти удвоилось. С одной стороны, было бы наивно приписывать это достижение одной лишь программе «Народный приемник». Нельзя не отметить, что за пределами Германии за ту же цену, за которую продавался простенький Volksempfanger, можно было купить куда более совершенный супергетеродинный приемник американского производства[450]. Напротив, Volksempfanger был совершенно неконкурентоспособен на мировых рынках и продавался за границей в ничтожных количествах. Поэтому вполне можно себе представить, что в отсутствие жесткого валютного контроля, введенного Шахтом, и при использовании Германией всех благ международной торговли распространение приемников в стране шло бы еще более высокими темпами. Тем не менее связь «народного приемника» с экспансией радио сделало его образцом для последующих «народных товаров»
Под 450 там ссылка
Разумеется, при этом сопоставлении необходимо учитывать завышенный обменный курс рейхсмарки, но тем не менее оно отражает подавляющее превосходство американских производителей над немецкими. Ibid., 80–81.
Просто мне стало интересно, что это за супергетеродиновый приемник с такой сказочно низкой ценой? Как этого достигли? Нужно отметить, что почему-то он не отметился в истории развития радио в других стран.
А подобных историй тогда было много. Супергетеродиновые приемники тогда конечно были на рынке, порой даже в национальных программах. В частности в Италии подобными приемниками оснащались школы. Но они все стоили очень дорого. И когда пытались создать народный приемник часто "сваливались" именно на немецкую схему.
Скажем, история народного приемника Венгрии
Одновременно с совершенствованием вещания требовалось решить проблему с доступом населения к самим радиопередачам. На первый взгляд можно было воспользоваться удачным опытом Италии и Германии, о программах «народного радио» которых говорилось в первой части рассказа. Однако и немецкие, и итальянские «народные приемники» продавались по цене значительно ниже себестоимости, а разница покрывалась государством. По польскому примеру (о народных приемниках Польши будет рассказ в следующей части) можно было наладить массовый выпуск дешевых детекторных приемников. Но для этого требовалась густая сеть достаточно мощных радиопередатчиков, на создание и эксплуатацию которой у Королевской почты не было средств. Напрашивающимся решением было развитие проводного вещания, тем более общество «Телефон Хиромондо», включенное в начале 1920-х годов в состав Радио Венгрии, наработало огромный технический опыт. Вместе с тем технические ограничения не обеспечивали громкоговорящую передачу, а создание обособленной сети проводного вещания также требовало больших средств. Использование же для проводного вещание телефонных линий по примеру германского драхтфунка не имело смысла, владельцы городских телефонов уже имели приемники.
В конце концов, правящие круги по примеру Германии приняли решение о запуске программы народных радиоприемников (Néprádió). Все выпускавшиеся в Венгрии приемники были слишком дороги для широкого покупателя, поэтому «народное радио Хорти» (Horthy Néprádió) спроектировали на основе новейшего немецкого радиоприемника типа DKE-38. Тем более, создавшей его фирме «Лоренц» удалось за счет применения ряда новых решений настолько снизить себестоимость, что «кляйнэмпфангер» уже начал приносил производителям прибыль.
Разработку народного приемника осуществила фирма «Орион». Продажную цену установили в размере 43 пенгё (48 пенгё в рассрочку на два года) при себестоимости 30 пенгё. Кроме того, годовая абонентская плата снижалась до 1 пенгё. Однако по другим данным себестоимость приемников составляла 57,3 пенгё, поэтому образовавшуюся разницу совместно брали на себя радиозаводы и электросетевые компании.
Конструкция повторяла немецкий прототип, однако для дальнейшего удешевления был исключен диапазон длинных волн (тем более, радио Венгрии вещало только на средних волнах) и разъемы для подключения дополнительных устройств-шпаркрейсов. Двухламповый радиоприемник выполнялся по схеме прямого усиления, для повышения чувствительности и избирательности приема в схему была введена так называемая «обратная связь». С хорошей антенной приемник обеспечивал прием большей части европейских радиостанций. Народные приемники выпускались в двух вариантах: только с сетевым питанием (четыре различных напряжения) и с дополнительным батарейным. В отличие от подчеркнуто строгого дизайна немецкого прототипа футляр народных приемников был выполнен в так называемом национальном стиле. Футляры изготавливались только из бакелита. Особый статус приемников подчеркивал государственный герб, выполненный в центре орнаментированной вставки. Обозначение фирмы-изготовителя наносилось на заднюю стенку.
О начале программы народного радио было объявлено 19 апреля 1939 года, когда Королевское министерство торговли, Королевская почта и крупнейшие радиозаводы страны – «Орион», «Филипс», «Стандард» и «Телефункен» – заключили соглашение об изготовлении и сбыте до конца года 20 тысяч радиоприемников стандартизированной конструкции (15 тысяч с питанием от сети переменного тока и 5 тысяч с универсальным блоком питания). Радиоприемники первого заказа распродали всего за несколько недель, а уже 31 января 1940 г. в продажу поступил второй заказ из 25 тысяч штук. Всего же до немецкой оккупации изготовили порядка 130 тысяч народных приемников. Однако, несмотря на принимаемые меры, количество радиоприемников в стране росло медленно. Если в 1935 году их насчитывалось 352 902 шт., то в 1940 году – 499 368 шт. Однако произошло качественное обновление парка, число детекторных приемников уменьшилось почти втрое и составило 66 638 шт.
Около главного стана Радио, этого железного замка, где тучи проводов рассыпались точно волосы, наверное, будет начертана пара костей, череп и знакомая надпись: «Осторожно», ибо малейшая остановка работы Радио вызвала бы духовный обморок всей страны, временную утрату ей сознания. Велимир Хлебников.…
// ezyk091978.livejournal.com