Мне пришла эта идея в первый же день, когда я утром открыла родительский чат и увидела там более 700 сообщений. Все родители писали об одном и том же — где задания, что делать, а как зайти на эту платформу… В классе 39 детей, в чате и мама, и папа, то есть всего почти 80 человек. За ним просто не уследить. Поэтому срочно пришлось что-то придумывать — информации было слишком много.
Я предложила составлять единую рассылку для всех. Мы договорились, что преподаватели отправляют задания мне, а я сама верстаю их в одно организационное письмо со всеми интерактивными кнопками, делаю тесты, составляю расписание, чтобы дети привыкали и последовательно делали уроки. И каждый день в одно и то же время все это отправляю.
Каждый родитель ежедневно в 21:00 получает письмо — это массовая рассылка. Дети привыкают, что утром они встают, открывают это письмо и все у них перед глазами, и ничего дополнительно не надо включать и спрашивать.
Мы не испугались онлайн-обучения
Самое главное — у детей от нового формата обучения нарушается организованность процесса, а хотелось бы оставаться в прежних рамках, чтобы они с утра начинали делать все уроки по порядку. То есть в первую очередь помощь нужна детям, не родителям.
Во-вторых, конечно, стало очень жалко учителей, особенно в возрасте, многие из которых при таком стремительном переходе на онлайн-обучение просто плакали, потому что это очень тяжело. Имея знания, было как-то совестно не поделиться ими с преподавателями и не помочь.
Довольны остались вообще все. Учителя, дети, родители, потому что все по полочкам, все ясно. Сейчас у детей много платформ — гугл-класс, яндекс-учебники и миллион еще каких-то кодов для входа — то есть изобилие информации. И конечно, родители психуют, потому что сначала папа делает с ребенком уроки, потом мама, получается, что у каждого родителя должны быть перед глазами все коды, кнопочки, каждый раз нужно делиться информацией, пересказывать друг другу — это все очень тяжело.
А сейчас, получается, они могут открыть одно-единственное письмо, полученное вчера, в котором собрана вся информация.
На днях объявили, что можно будет либо 30 апреля закончить обучение, либо по желанию дети могут в мае учиться. Наш класс — один из немногих, в котором практически все решили, что они будут учиться дальше, только два человека из 39 отказались. Остальные пишут, что им так удобно и дети заняты.
То есть нас не спугнуло это онлайн-обучение, как многих других. В этом большой плюс.
Такую рассылку может сделать каждый
В этом нет ничего сверхсложного. Достаточно один раз составить ее — остается шаблон, нужно только менять ссылки, можно вставлять видео.
Это делается на платформе для онлайн-рассылок. В нашем случае используется Send Puls. Она бесплатная, если нужно отправлять менее 500 писем. В принципе, в ней может разобраться любой, надо просто потратить один вечер, всего несколько часов.
Фотограф Ирина Калмыкова - о том, как облегчить жизнь на дистанционке детям и родителям
Фотограф Ирина Калмыкова, у которой две дочери-школьницы, в первую же неделю дистанционки поняла, что с этим надо что-то делать, и применила свои профессиональные навыки, облегчив жизнь 39 одноклассникам одной из своих дочерей, их родителям и учителям. Как, потратив всего полчаса в день, заставить замолчать родительский чат, а детей мотивировать учиться, Ирина рассказала «Правмиру».
Что происходит в МГУ
Для меня как преподавателя МГУ особенно показателен пример родного университета.
Ректорат, который обладает огромными финансовыми, организационными и политическими ресурсами, не сделал практически ничего для организации учебного процесса в новых сложных условиях.
Даже не закупили платных лицензий в zoom для ведения занятий. Преподаватели месяц-два мучились с бесплатной лицензией, надеясь, что руководство наконец-то очнется, но в итоге были вынуждены сами раскошелиться. Ладно, студенты и преподаватели как-то самоорганизовались и худо-бедно пережили весну.
В конце августа, когда до начала учебного года оставались считанные дни, руководство МГУ долго не могло принять решение о том, в каком формате начнутся занятия. Но ведь Московский университет наполовину состоит из иногородних студентов, им нужно было знать, приезжать ли, покупать ли билеты. Даже многие руководители среднего звена в МГУ были потрясены неготовностью ректора и его приближенных брать на себя ответственность.
И, конечно, эпидемия – прекрасное время для смелых экспериментов.
Руководство Московского университета вдруг решило изменить схему распределения фонда заработной платы. Еще больше средств направили в пользу «стимулирующих» выплат по непрозрачным и постоянно меняющимся правилам. Это привело к фактическому снижению зарплаты для очень многих преподавателей и научных сотрудников.
Подобная политика экономии много лет проводилась и в сфере образования. Отсюда и проблемы с современным «дистантом».
Учителя, как и врачи, вынуждены в основном работать не на одну ставку, а на полторы-две.
Еще до эпидемии они были в значительной степени задавлены работой, практически не имея времени и сил для самосовершенствования. А на фоне пандемии эта перегруженность оказалась просто катастрофой.
Я убежден: если бы до эпидемии финансирование школы было укомплектовано исходя из того, что учитель ведет только положенную по нормативам ставку, получает за нее очень хорошую зарплату и имеет время заниматься самообразованием, то «дистант» принес бы гораздо меньше проблем – и учителям, и ученикам, и родителям. Нам бы просто хватило учителей для вариативного подхода к обучению в этих условиях.
Дистанционное образование как среднесрочная угроза
Говоря о проблемах текущего «дистанта», мы, конечно, не забываем и о более долговременных рисках. Еще до пандемии были серьезные опасения, что менеджеры от образования могут использовать технологический прогресс в личных карьерных интересах. Например, для перевода массового высшего образования в дистанционный формат с целью краткосрочно улучшить показатели «эффективности». Очевидно, что пандемия только усилила эти среднесрочные риски.
При этом многие студенты после зачисления решают взять годичный перерыв перед началом обучения, чтобы переждать последствия пандемии и полноценно начать учебу очно — с проживанием на кампусе и посещением всех учебных и внеучебных занятий.
— Захотят ли студенты платить за онлайн-обучение в известных вузах мира?
Дарья: Да, так как качество образования не уступает офлайн-формату, лекции ведут все те же педагоги. Конечно, есть специальности и программы, которые невозможно изучить онлайн, ведь требуются и практические навыки, работа в лабораториях, поэтому многие практикуют так называемую гибридную форму обучения. Но вне зависимости от нее, студенты получат дипломы престижных университетов.
— Действительно ли онлайн обходится вузам дороже?
Дарья: Да, ведь нужно обеспечить всех преподавателей необходимой техникой для дистанционного ведения занятий, сделать программное обеспечение, обучить проведению лекций в новом формате. Студентам пока сложно привыкнуть и адаптироваться к новой онлайн-реальности, но я уверена, что со временем этот формат станет удобным и привычным.
— COVID-19 мешает или помогает глобальному образованию? И как меняется нетворк?
Дарья: Мое мнение — пандемия помогает глобальному образованию, так как у студентов появилось большое количество новых возможностей. Теперь неважно, в какой точке мира находится преподаватель и студент, ведь очень многие дисциплины можно изучить с помощью Zoom, Skype, Teams и других программ.
Ольга: Для крупных университетов с развитой научной базой и большим потоком студентов по различным дисциплинам изменения, связанные с удаленным обучением, имеют лишь небольшие организационные сложности.
Во-первых, западное образование в большей степени направлено на развитие навыков самообразования и проведения собственных научных работ.
Во-вторых, даже без введения специальных мер и ограничений университетами давно практикуется смешанное обучение, в рамках которого студенты посещают только несколько лекционных занятий в неделю, а все остальное время учатся в своем темпе, в удобное время посещают консультации тьютора и в дальнейшем отслеживают дедлайны отчетных работ, которые имеют форму эссе, проекта или исследования.
В-третьих, ведущие университеты запустили дистанционную форму обучения наравне с очной и заочной задолго до пандемии, поэтому они не столкнулись с техническими сложностями, чего нельзя сказать о небольших и частных университетах, где дистанционное образование в прошлом учебном году организовывалось в тестовом режиме.