Когда и зачем государство полезло в образование?
Долгое время государство предпочитало не заниматься образованием. Это была прерогатива семьи и церкви. Но с XIX и XX века все резко изменилось.
Почему?
Агустина Паглаян из Калифорнийского университета пишет, что причиной тому стала необходимость контролировать огромные массы людей, которые в больших количествах скапливались в городах.
Этот контроль осуществлялся через индоктринацию. Паглаян прямым текстом пишет, что основной целью правящих элит, задумавших отправить детей бедняков в школы, было желание избежать необходимости прибегать к насилию для подавления недовольства, когда эти дети вырастут. Проще через учителя воспитать смирение перед жизненными обстоятельствами и повиновение властям.
В исследовании про деятельность Штази говорится (Telegram: Contact @politicanimalis, что государства прибегают к открытым репрессиям, когда у них не хватает сил и ресурсов на скрытые: слежка, политическое давление и т.д. В эту категорию можно отнести и деятельность школ, которые в то время организовывались по армейскому принципу, где в классе главенствовал учитель с полномочиями диктатора. Его задача была воспитать детей и снизить необходимость прибегать к насильственным репрессиям для подавления недовольства в будущем.
Далее Паглаян приводит любопытную статистику по гражданским войнам: усилия государства по внедрению всеобщего начального школьного образования резко набирали обороты после завершения внутригосударственных конфликтов. Динамику можно посмотреть на графике. Она особенно интересна на фоне сравнения с динамикой волн демократизации, после которых никаких изменений в темпах внедрения школьного образования не наблюдалось.
Школа изначально создавалась не как способ повышения образованности масс и улучшения их шансов социальной мобильности. Вопреки этому наивному мнению школьное образование преследовало совсем иные — даже циничные — цели. И она таковой остается и по сей день. Социолог Симон Кордонский отмечает эту особенность, когда говорит о функциях школьного образования в России:
Внешнее сходство современных школ с местами лишения свободы отражает новую социальную функцию учебных заведений, становящихся организациями, которые наряду с обучением и социализацией якобы защищают молодых людей от опасностей алкоголизации, наркотизации и прочих феноменов современного общественного устройства
Те, кто критикуют усилия государства по идеологической индоктринации школьников, совершенно не понимают смысл школьного образования. Критикуя пропаганду, они критикуют и главную функцию школы. Они требуют от государства того, чего оно никогда не обещало и никогда не будет выполнять.
Paglayan, A. (2024). Raised to Obey: The Rise and Spread of Mass Education. Princeton University Press.
А.Т.