> у него дребезжзали на ходу не только двери, но и окна, как помню там резиновых уплотнителей не было. Но это детские воспоминания, может что и путаю.
Интересно, что у меня детские воспоминания об автобусах тоже такие
И даже не только об автобусах, а о пассажирских прицепах к автобусам - я в детстве очень любил в них ездить, конечно, на первом сидение прицепа, у окна. Сбоку окно, спереди окно, впереди еще автобус-тягач, сцепка тоже видна, если привстать. Что еще мальчику надо
Так вот, окна
точно были не на резине, а в деревянных рамах. Рамы из гнутого бука, крепились к кузову латунными винтами.
Сами автобусы тоже были больше деревянными, чем стальными
Деревянный каркас, снаружи обшит жестью, а изнутри - фанерой.
Марка автобуса - Родина. Кузов и сидения болгарские, а шасси - Шкода Кароса.
Потом пошли первые Чавдары.
http://airbase.ru/users/varban/files/bus2_b.jpg [can't get
icon's size]
Уже давно не видел таких. Характерно для них - строго вертикальные стекла и стены кузова.
Лобовые и задные стекла гнутые, над ними небольшие козырки.
Дальше пошли Чавдары, которые и до сих пор можно встретить, собранных на шасси Setra.
http://airbase.ru/users/varban/files/bus5_b.jpg [can't get
icon's size]
Это городской 11Г5, но были и межгородные, с одной дверью. Двигатель все еще впереди
Потом появился первый сочлененный, В14-20:
http://airbase.ru/users/varban/files/bus4_b.jpg [can't get
icon's size]
И потом, самые массовые - на агрегатах Man.
http://www.autoreview.ru/new_site/trucks/.../n05/7_epistol/800/03.jpg [not image]
Первые с гидропневматической подвеской. Год, наверное, 1971...72.
Кстати, эта картинка из статьи ниже, и автобус не у нас ездит, а в России
И городской Чавдар 141:
http://airbase.ru/users/varban/files/bus6_b.jpg [can't get
icon's size]
И еще воспоминание: часто видел перегонка шасси с железодорожной станции на автобусный завод.
Зрелище, надо сказать, совершенно дикое
Едут по дороге две пары колес, связанные в единой конструкции довольно-таки стройными балками. Около передных - двигатель эдаким сундуком.
Впереди, на совершенно дикой конструкции, сидит водила, крутит баранку (которая, кажется, растет из ничего) и нажимает на педали почти в воздухе.
Зимой фигура завернута в толстой дохе, а на голове - кожанный шлемофон и очки-консервы.
И такие полуфабрикаты ездили табунами
Кстати, и в Союзе Чавдары были, и даже сегодня есть:
http://ya.ru/yandsearch?text=автобус+Чавдар
Вот о болгарских автобусах:
Октябрята-чавдарчата»
В последнее время на российских дорогах появилось много подержанных автобусов из Восточной и Западной Европы. Не стал исключением и наш регион: здесь есть и сочлененные городские Volvo, и междугородный Smith на шасси DAF, и Magirus-Deutz, и Ajokki из Финляндии на шасси Scania.
А еще в республике работают два автобуса болгарской марки Чавдар. Один ходит по маршруту Ижевск—Стерлитамак, другой курсирует между Ижевском и Набережными Челнами.
Впервые я узнал о марке Чавдар в 1982 году из газеты «Пионерская правда». Там было написано: «У болгарских октябрят-чавдарчат появился старший товарищ — автобус Чавдар». Однако только сейчас я узнал, что Чавдар выпускался по лицензии западногерманской фирмы Setra. Значит, Чавдар — это совместное германо-болгарское производство? Как такое могло быть во времена социализма?
Сергей Чекалкин, Ижевск
Ф. ЛАПШИН: Совместного производства в Болгарии не было: просто в 1968 году завод Чавдар купил лицензию у фирмы Kassbohrer (так в прежние времена называлась компания, выпускающая автобусы Setra).
Вначале «болгарские Сетры» базировались на шасси Skoda. А в 1976 году начался выпуск туристического 50-местного лайнера 11М4 — уже с несущим кузовом. Эта модель, оснащенная «икарусовским» двигателем Raba-MAN (по заказу устанавливался мотор LIAZ), была весьма популярна в свое время, и именно такие машины встречаются на наших дорогах.
Кстати, Чавдар сотрудничал не только с фирмой Kassbohrer-Setra. Существовали городские машины, созданные вместе с фирмой Steyr; на ряд автобусов устанавливался камазовский мотор, а одна из моделей базировалась на шасси ГАЗ-66 с двигателем Perkins!
Последняя информация о марке Чавдар относится к 1998 году (тогда на мотор-шоу в Москве был показан опытный Урал-«вахтовка» с болгарским кузовом). Похоже, сегодня завод прекратил свое существование: упоминаний о его современной продукции мы не нашли даже в Интернете…
// http://www.autoreview.ru/new_site/trucks/.../2004/n05/7_epistol/1.htm
Ну, в сети можно много чего найти, смотря как искать