Продолжу разговор о предмете и кратенько скажу об интересной литературе.
Эти книги, несмотря на возраст, не утратили актуальности, а изложенные в них фактические данные очень хорошо сочетаются с архивными документами:
1. Крживицкий
Второе издание Крживицкого 1926 г.
Первое вышло в 1922 г. как «Исследование средств механической перевозки грузов по обыкновенным путям»
Потом были дополненные издания 1930, 1939 и 1947 г. + в 1945 Крживицкий сделал диссертацию
Также можно отметить его публикации в военной периодике.
2. Зиссер
3. Урванцев
"Авортранспорт в борьбе за освоние Арктики"
Официальные биографы обходят эту работу вниманием.
Вероятно их смущает ничтожный объем в 84с.
84… Но каких!
К сожалению мой экземпляр изувечен предыдущими владельцами
С удовольствием куплю в хорошем состоянии
"Под вымпелом автодора" (разные выпуски) и "Справочная книга автодоровца"
Пропагандистская литература, поэтому изложенные тут сведения плохо сочетаются с архивными данными.
Например описание пробега вездеходов НАТИ-2 по Кара-Кумам в ряде моментов сильно разнится с отчетом из архива.
Как в части надежности советских машин, так и в описании работоспособности "Кегрессов".
ЗЫ
Насчет дальнейшей службы после 1935 г. данных много, но в основном это сухие цифры - акты передачи с баланса на баланс, приказы о проведении ремонта и пр.
Так, в январе 1944 г. вышел приказ ГУСМП (Главное управление Севморпути)о передаче одного вездехода с баланса полярной станции на мысе Шмидта на баланс аэродрома полярной авиации.
Самый поздний выявленный на сегодня документ о применении вездеходов НАТИ в системе ГУСМП датирован сентябрем 1948 г. - начальник Горно-гелогического управления Севморпути в одном из официальных писем упомянул и вездеходы которые "находятся в работе и действии"
Конечно недостатков у вездеходв НАТИ-3 было едва ли не больше чем достоинств, но в заботливых руках они прожили долгую жизнь.