Автор, некто по имени Пьер, все знает о производстве шампанского в России и о соответствующей тяжбе с Францией. И он становится на сторону России. Почему, если в Крыму еще в 1878 году изобрели свой способ производства этого напитка, у Франции должна быть монополия на слово? Ведь водку делают и в Швеции, и в Прибалтике, и везде она — водка.
// inosmi.ru
Вопреки тому, что можно было подумать, шампанское не изобретено вчера. Уже в 1878 году в Крыму производили игристое вино под названием «шампанское». Товарищ Сталин в конце 20-х годов постановил, что шампанское должно быть по карману каждому советскому человеку. Посыл был таков: любимый напиток европейской аристократии доступен простым советским людям. Были опробованы различные методы приготовления пены, и, наконец, выдающийся русский ученый и энолог Антон Фролов-Багреев разработал новый метод, который позволил производить советское шампанское в больших количествах.
Успех был бесспорный, шампанское оставалось популярным на протяжении всего советского периода. В основном используется виноград шардоне (эталон белых вин), но есть и другие сорта винограда в зависимости от местности, где растут виноградники. Есть даже красное шампанское «Крымское».
Конечно, Межпрофессиональный комитет по шампанским винам протестует на протяжении 40 лет и безуспешно пытается запретить наименование «шампанское». Россия в конечном итоге взяла на себя инициативу и решила зарезервировать наименование «шампанское» только для вин, произведенных в России. Недавно подписанный Владимиром Путиным закон запрещает называть иностранные вина «шампанским».
И снова единоличное решение. Шампанское пришло из провинции Шампань, и никто не может в этом сомневаться. Говорить, что шампанское может происходить только из России — это заблуждение. Хорошо, но есть прецедент, о котором мало кто знает! Если и есть напиток, который ассоциируется с Россией, так это водка. Никто не оспаривает право поляков, прибалтов или даже американцев производить напиток под названием "водка". Так же, как никто не запрещает производить игристое вино в любой стране мира, если только вы не пишете слово Champagne на этикетке. Эталонными брендами водки в России являются «Московская» и «Столичная».
Россия отстаивала свои права в судах различных европейских стран с неоднозначными результатами. Я опущу подробности. Некоторые признавали действия России правильными, а другие — нет. Сейчас «Московская» и «Столичная», которые можно купить в Европейском Союзе, производятся не в России, а в странах Балтии. Поэтому я задаю себе вопрос: что логичнее? Находить на наших прилавках в ЕС водку, название которой охраняется в России и чья этикетка гласит «из Москвы», но которая тем не менее производится немцами в Риге? Или покупать в России шампанское, которое производится не в Шампани, а в Крыму? Каждый будет судить по своему восприятию этого спора о собственности на торговую марку, но неизбежны двойные стандарты. Просто у нас многие эти двойные стандарты не признают из-за распространенной у нас антироссийской аллергии.
Можно с уверенностью сказать, что европейский суд сочтет Францию правой, но это не будет иметь никакого значения: в России национальное право имеет приоритет над европейским правом, а в ЕС — наоборот. Однако я не верю, что это останется единичным инцидентом. Российские власти упорно оспаривают право западных стран навязывать всем западное определение закона и западные ценности, которые страны Запада квалифицируют как универсальные. Подобные инциденты, а также более серьезные случаи не могут не повторяться в будущем.
LVMH, мировой лидер в производстве предметов роскоши (Vuitton, Dior, Givenchy, Chaumet, Tiffany & Co и др.), имеет множество интересов, которые нужно отстаивать в России. Шампанское составляет лишь небольшую часть ее оборота, и группа не заинтересована в том, чтобы начинать непонятную войну и потерять российский рынок.
Я уверен, что LVMH и небольшие производители шампанского найдут компромисс для своей маркировки, но поскольку российские власти больше не доверяют ЕС и все мосты между нами сожжены, это может занять некоторое время. Вряд ли можно утверждать, что советский метод производства обязательно приводит к некачественному продукту. Дом Moët et Chandon даже купил лицензию на советский способ производства игристых вин.