G.5.> при взрывном обжатии пита плутония в центре развивается температура порядка – 30 000 градусов
Вот уж нет. От силы несколько сотен градусов там будет до запуска ядерной реакции. И именно в таких условиях и должен сработать нейтронный инициатор. 30тысяч градусов там будет уже когда ядерная реакция вовсю пойдет. Инициация классического "урчина", который ты описываешь, ударно-волновая. Там под воздействием ударной волны разрушается изолирующая альфа-излучение мембрана и два компонента, альфа- и нейтронный излучатель, смешиваются
G.5.> А с нейтронными трубками экспериментировали в середине 60-х, и в итоге они не нашли широкого применения, т.к. не давали осязаемого преимущества в сравнении с радиоизотопными «запалами»,
Ну опять же не так. У радиоизотопного инициатора есть несколько серьезных недостатков:
1. Радиоизотопный источник греется, что требует организации теплоотвода из пита, либо его хранения в разобранном виде отдельно от заряда. На минуточку как выглядит слиток плутония-238 если не организовать теплоотвод:
Из него не просто так радиоизотопные грелки для космической техники делают.
Кроме того изотоп имеет свойство распадаться что требует такие источники менять, а это опять же требует разборного пита. Ладно еще если он простецкий, как у Толстяка, но если там левитирующее ядро, подвешенное на спицах, то задолбаешься такое разбирать и собирать.
2. Производство плутония-238 или полония - отдельное хлопотное производство требующее значительных средств. И оно будет требоваться не только для производства новых бомб, но и для поддержания старых в боеготовом состоянии.
3. Изотопный источник с весьма ощутимой вероятностью сработает не только при штатном, но и при нештатном подрыве имплозионной схемы, например при пожаре, аварийном или случайном сбросе, авиакатастрофе. Это ставит вопросы по ядерной безопасности и делает хранение боеприпаса с полностью собранной имплозионной схемой нежелательным
Эти три недостатка противоречат концепции "деревянной бомбы", к которой требуют стремиться военные: необслуживаемого, безопасного, и одновременно максимально боеготового, требующего минимум операций для приведения в боевое состояние боеприпаса. В идеале - только разблокировки, кодовой(ввод кода разблокировки) и механической(выдергивание каких-нибудь чек при подвеске к носителю или сбросе с него).
Всё то "колдовство", которое производят над спецбоеприпасами "глухонемые" - это необходимое зло, и с развитием этих боеприпасов перечень и сложность этих операций сильно подсократились, и время подготовки боеприпаса к выдаче на применение так же сильно сократилось. И значительно частью - в том числе и благодаря переходу на внешние управляемые нейтронные инициаторы
Следующая группа недостатков касается эффективности и характеристик ядерного заряда:
4. Изотопный инициатор активируется сходящейся ударной волной в имплозионной схеме и, соответственно, занимает место в центре заряда. На самом деле это не плюс, а серьезный минус, т.к. в центр заряда хотелось бы поставить несколько иное устройство: не инициатор, запускающий реакцию, а термоядерный бустер, который работает в более жестких условиях, уже после начала ядерной реакции, и дает намного большую добавку нейтронов, причем термоядерных, ощутимо разгоняя ядерную реакцию и увеличивая её энергетический выход либо уменьшая потребное количество плутония в ядре и массу требующейся инертной оболочки. Но эту капсулу с дейтерием и тритием можно поставить только в то же место заряда, которое требуется для изотопного нейтронного инициатора.
5. Из-за завязки срабатывания инициатора на подход ударной волны, он срабатывает именно когда до него дойдет ударная волна, а не когда это наиболее оптимально для максимального энерговыхода заряда. Это немного разные моменты, поэтому желательно иметь не зависящий от ударно-волновых процессов в пите инициатор который управляемо сработает именно в самый оптимальный момент.
Ну и вопрос безопасности:
6. При теоретическом хищении ядерного заряда перед похитителями заряда с внешним нейтронным инициатором стоит намного более сложная задача: нужно не только обеспечить правильный подрыв имплозионной схемы, но и знать тайминг срабатывания нейтронного инициатора, и вовремя нейтронный инициатор активизировать, то есть обладать познаниями, причем практическими, на уровне конструкторов ядерных боеприпасов. При этом штатные мозги заряда возможно защитить электронной блокировкой так, что их использовать не получится, равно как не получится достать из них требуемую для разработки своей схемы управления подрывом информацию. Да и внутри самого нейтронного инициатора тоже могут быть элементы кодовой блокировки, которые не позволят его использовать как есть, а разобрать и собрать его так, чтоб оно потом работало, и убрать из него блокировочные схемы - это надо хорошо знать, как это работает и иметь соответствующую техническую базу.
Ну а из-за того, что схема с бустингом и внешним инициатором требует уменьшенного количества делящегося вещества, то и собрать более простую бомбу тоже не получится: делящегося вещества на критическую массу не хватит.
Поэтому таки повсеместно перешли на внешние нейтронные инициаторы. Даже у северокорейцев он на их ядерном заряде виден: