В.Б.> Сейчас всё затопила СШ-Запруда, приключения закончились....
Не знаю, сколько текста уместно на этом форуме использовать в одном сообщении, поэтому позволю себе написать отдельно. Не было ли еще какого-то похожего на Чингенскую воронку места, но ниже по течению после устья Хемчика? Мне попался отчет пензенских байдарочников, которые в шестидесятые годы сплавлялись по реке, причем прошли все порги, включая Большой (не совсем удачно, но без потерь).
Цитирую:
Через 15-20 минут после отплытия от Хемчика Енисей резко заворачивает влево, а потом почти сразу вправо. Перед вторым поворотом справа стоит невысокая и‚ на первый взгляд, безобидная скала.
Сплав по ЕнисеюОднако за ней обращают на себя внимание какие-то фонтанчики и брызги, вылетающие из, казалось бы, ровной поверхности воды. Когда первая байдарка подплыла ближе, то оказалось, что этот феномен обязан большим водоворотам, крутящимся после скалы по всей поверхности реки.
Течение там довольно быстрое, и по сигналу опасности только последняя байдарка успела повернуть и пройти к левому берегу. Остальным волей-неволей пришлось знакомиться с водоворотом.
После скалы возникают два мощных обратных течения, закручивающихся в противоположные стороны вдоль правого и левого берегов. В результате в реке образуется замысловатой формы средняя линия — «хребет» — вода в которой на 20-30 см выше остального уровня реки, а по обе стороны от нее закручиваются водовороты.
Водовороты
Интересно, что совершенно нельзя предвидеть, в какой момент и в каком месте возникнет водоворот, и поэтому уйти от него часто бывает невозможно. Диаметр водоворота обычно 2-3 метра, глубина воронки 0,5-0,8 м.
Байдарка, проходя такой водоворот, обычно разрушает его, но сама при этом угрожающе ныряет в водяную яму так, что вода заливает деку. Если водовороту ничего не мешает, он живет 2-3 минуты, а затем превращается в могучий вертикальный выброс воды, которая растекается во все стороны по поверхности реки с образованием водяного бугра.
Попав по центру струи на «хребет», байдарка уже не сворачивает с него, а следует за всеми его извивами, иногда срезая крутые повороты и попадая в край водоворота. Издали кажется, что лодки привязаны друг и другу и идут по синусоиде.
Последняя байдарка, угребшаяся к левому берегу, попала в обратное течение. Команда была вынуждена долго /около одного км/ выгребать против сильного течения, при этом порядочно отстав от остальных, прошедших по водоворотам.
При всем этом о Чингенской воронке ни слова, хоть потрудились нарисовать схемы прохождения порогов. Всегда ли прохождения воронки было опасным? Может, им просто повезло и они прошли это место, не встретив никакой опасности? Или же в тексте ошибка и вот этот отрывок с водоворотами посвящен именно Чингенской воронке? Описание вроде бы похоже...
Или еще такой вот фрагмент от краеведа А. Вахмистрова:
Енисей прорывается здесь через Западный Саян. Полноводная река так сжимается скалами,что ширина ее доходит до 70–100 метров. Енисей неистовствует в этой каменной щели. А. Вахмистров рассказывал, что вода там вздувается посредине гребнем, а по краям образуются глубокие крутящиеся воронки. Когда по этому участку сплавляют плоты, целым выходит лишь тот плот, который прошел по гребню. Плот, скользнувший в воронку, долго не появляется на выходе. Лишь потом начинают выскакивать отдельные бревна, совсем белые, очищенные от коры... Нашему смельчаку удалось вывести свою лодку точно на гребень, и он благополучно пролетел опасное место. Правда, едва он повернул к берегу, у него сбило о подводные камни нижнюю часть мотора «Москва». Дюралевые и стальные части срезало, точно бритвой.
Есть еще такая картина Владимира Капелько, который тоже учавствовал в экспедициях по изучению петроглифов. Картина так и называется "Чингинская круга".