2Амбассадор
Кстати, а кто такой профессор Е.В. Луценко? Чьих наук? Где работает?
2Frank
>"Увы - Аверьянова не читал и не знаком с его творчеством."
Наберите в поисковике: Аверьянов, Гуру-Авира... Будет масса ссылок.
А теперь про ЛСД, и про то, что психоделики "не имеют отношения" к вышеописанной практике.
В свое время, выходили реферативные сборники "Кризис капитализма и вопросы социальной патологии" (естественно ДСП). Для ознакомления привожу один рефератик из такого сборника (некоторые данные, естесственно, опущены
).
ГРОФ С.
Импликации исследования ЛСД.
GROFF S.
Implications LSD research. – In: Drugs and magic: An odyssey to the limits of the ultimate.
(Ed. by G. Andrews). Frogmore, 1975, p. 507-528.
С. Гроф отмечает, что научные эксперименты с ЛСД и другими галлюциногенами, а также их широкое использование в ненаучных целях приводят к результатам, которые сегодня еще труднообъяснимы. Знания по этому вопросу прежде всего необходимы психиатрам и тем, кто профессионально сталкивается с проблемой наркомании.
Автор работал с 1960 по 1967 г. в Институте психиатрических исследований в Праге (ЧССР) и имел возможность изучать феномены, связанные с употреблением ЛСД в психотерапевтических целях.
Главной целью этой психоаналитически ориентированной терапии было доказательство того, что употребление ЛСД может помочь пациентам натолкнуться на глубокие уровни собственной личности и разрешить бессознательно существующие конфликты, лежащие за эмоциональным расстройством. Около 50 пациентов лечилось с помощью ЛСД. Направляющими принципами при отборе кандидатов для терапии были следующие:
1) Важно было привлечь пациентов с самыми разными нарушениями психики для выяснения специфики влияния ЛСД на то или иное заболевание;
2) все пациенты обладали интеллектуальным уровнем развития выше среднего, в силу необходимости вербализации опыта использования ЛСД;
3) клинический прогноз был крайне неопределенным во всех случаях, так как пациентами были люди, уже много лет страдающие от психического расстройства, а все остальные способы лечения оказались неадекватными. Пациенты хорошо знали, что будут употреблять еще плохо изученный и очень сильный наркотик.
До потребления наркотика несколько недель были посвящены терапии с исследованием истории болезни, ознакомлением пациента с нею и попытками помочь пациенту осознать природу его заболевания, соединить симптомы с его жизненной ситуацией. Установление хорошего отношения между терапевтом и больным было также одной из главных задач. После этого периода пациенты повторяли опыты с ЛСД в дозах от *** до *** микрограммов с интервалами в 7-14 дней. Врач находился вместе с больным во время сеанса. Использовалась модифицированная техника психоаналитически ориентированной психотерапии. Время между сеансами было посвящено психотерапии, включавшей подробное обсуждение, анализ материала и возникшие проблемы. Одновременно шла обработка научного материала. Основной целью было обнаружение законов, управляющих динамикой сеансов ЛСД. С завершением всей серии собранный материал был проанализирован в целом.
Анализ выявил типичные черты при лечении разных категорий больных и помог разделить курс потребления ЛСД на три стадии, которые заслуживают отдельного описания ввиду их практической и теоретической важности. Состояние практически всех пациентов-невротиков улучшилось на первом же этапе терапии с использованием наркотика. Однако ввиду сохранения отдельных случаев отрицательных феноменов использование ЛСД было продолжено. Продолжение лечения было следствием незнания основных законов действия ЛСД и использования неадекватной модели. Но в результате были получены уникальные данные. На первой стадии сеансы шли вполне в согласии с теорией З. Фрейда. Однако на следующем этапе опыт вышел за пределы фрейдистской модели, так как переживания пациентов имели уже трансперсональный характер, сходный у всех пациентов с разными историями болезни и жизненными ситуациями, хотя на первой ступени опыт был совершенно индивидуальным.
На втором этапе переживания пациентов были мучительными и они выходили за пределы индивида и его тела. Пациенты идентифицировали себя со многими индивидами, в предельном случае – со всем страдающим человечеством настоящего, прошлого и будущего. В начале этапа они чувствовали себя в роли пассивных жертв, отождествляли себя с узниками инквизиции, концлагерей, жителями бомбардируемых городов, жертвами землетрясений, эпидемий и т.п. Столкновение со смертью приводило их к глубокому экзистенциальному кризису, к стремлению осознать смысл жизни. В это же время у пациентов возникли глубокие религиозные чувства, независимо от их происхождения, образования и предшествующих верований. Переживания отчаяния, боли, одиночества всегда сравнивались ими с адом. Особенно часто возникали древнегреческие образы: Тантал, Сизиф, Иксион, Прометей.
Со временем характер опыта претерпевал существенные изменения. Элементы агонии, боли, смерти сохранились, но роль самого субъекта становилась все более активной. Борьба со значительно более сильным противником – средневековые битвы, баррикады, революции против тирании, сражения с морскими чудовищами – таковы наиболее частые картины. В последних сеансах этой серии агония переходит в «вулканический экстаз»: субъект не может разобрать, переносит он нестерпимое страдание или ни с чем не сравнимую космическую радость. Субъекты идентифицируют себя как разрушительную силу (термоядерная реакция, действующий вулкан). Часто эти образы соединяются с красочными видениями сексуальных оргий. Но преобладают религиозные сцены, связанные с прославлением страдания и кровавыми жертвами – видения в духе Ветхого Завета, отождествление со страданиями распятого Христа. Оканчивается вторая стадия употребления ЛСД неожиданным чувством освобождения с видениями возрождения, очищения, освобождения. Религиозный характер опыта преобладает (Спасение, Воскрешение, Мокша). Эта стадия лучше всего описывается с помощью модели Р. Ранка, где образ собственного рождения является одним из основных.
Окончание этой стадии, на которой феномен «возрождения» проявился у всех невротиков, представляет собой переход к третьей фазе. Пациенты стоят теперь «по ту сторону индивидуальной смерти». Для третьей стадии характерен религиозно-мистический и демонический опыт. Позитивным является экстаз «вулканического» типа. Пациенты испытывают радость, спокойствие, расслабление. Негативный опыт на этом этапе – борьба с метафизическими силами зла. Частыми являются также видения биологического толка, например «чтение генетического кода». Описываются возвращение к жизни в утробный период, к жизни предков, а иногда и к жизни дочеловеческих предков. Появляются переживания архетипов в юнгианском смысле, причем у людей, никогда не читавших Юнга, о нем даже не слышавших: архетипы «Великой Матери», «Ужасной Матери», «Космического человека», «Золотого века» и др. Наиболее интересными являются образы коллективного и расового бессознательного. Пациенты обращаются к разным культурам прошлого (Египет, Индия, Китай, Центральная Америка, Греция), причем опыт имеет все характеристики памяти: чувство причастности к данной культуре удивительно сильно и присутствует осознание различных сторон культурной жизни этого периода. Этой памяти предшествует осознание «закона кармы». На третьей стадии ЛСД также проявляются феномены, описываемые в спиритической литературе, а в равной степени ЭСВ, – проскопия, вне-телесный опыт, ясновидение и т.д. Клиническое состояние невротиков существенно изменяется на этой стадии. Те пациенты, которые не испытывают на третьей стадии «экстаза слияния», с которым связан наибольший эффект от ЛСД-терапии, улучшили свое состояние незначительно. Испытавшие его показали черезвычайно быстрое улучшение и специфические персональные изменения. Психопатологические симптомы – депрессия, беспокойство, напряжение, чувство вины – исчезли. Для пациентов характерны спокойствие, релаксация, чувство очищения, нового рождения, гармонии. Увеличение сексуальной энергии сопровождается тенденцией ее сакрализации. Растет терпимость, уменьшается агрессивность. Изменяется ориентация во времени: напряженные воспоминания прошлого и строительство воздушных замков в будущей сменяются эмоциональным переживанием настоящего. Растет интерес к искусству, философии, религии и мистицизму. Ранее всемогущие ценности (стремление к власти, статусу, богатству, славе) кажутся тривиальными. Ни один из пациентов не потерял интереса к творческой работе.
Многие особенности этого психического состояния в крайней форме характерны для всего движения хиппи, иногда в карикатурном виде. Но объединяет пациентов с хиппи только повышенный интерес к религиозной литературе, медитации, мистике, йоге, философия. Однако у большинства пациентов как раз проснулся интерес к творческой работе и активной осмысленной деятельности, которого до лечения не было. Напротив, хиппи «выпадают» из жизни. После лечения пациенты иногда сталкивались с незначительными трудностями, но легко их преодолевали. Видимо, эти симптомы свидетельствовали об их продолжающемся эмоциональном росте, который стал возможным благодаря лечению.
Пациенты-психопатики начали лечение, когда всем им были свойственны симптомы шизофрении. На первом этапе психотические симптомы исчезли. Далее изменения были теми же, что и у невротиков, вплоть до третьей стадии. Но с достижением ее психотические симптомы возникли вновь, поставив ряд проблем для терапевта, так как пациенты чувствовали симбиоз с ним, невозможность отделения от него собственной личности, ощущения гипнотического влияния и т.п. Но через несколько сеансов они также достигли экстактического состояния и психотические симптомы исчезли.
Нормальные личности, прошедшие курс лечения ЛСД в научных целях, показали те же результаты, что и невротики. Отличительной чертой было то, что первый этап был крайне коротким: воспоминания детства и т.п. скоро сменились миром смерти и возрождения. Вторая стадия была также сравнительно короткой и переход к третьей стадии проходил без особых проблем.
Детальный анализ более чем 2500 протоколов сеансов ЛСД показывает, что фармакологического эффекта ЛСД не дает, но является катализатором выявления подсознательного. Будучи подготовленным в духе классического психоанализа, автор столкнулся с феноменами, которые не интерпретируются в его терминах. Фрейдистская модель человеческой психики ограниченна и поверхностна. Модель Р. Ранка намного лучше, хотя многие явления выходят за ее пределы. Разработанная Юнгом концепция кажется наиболее подходящей. Феномены такого рода систематически описывались в различных религиозных писаниях и мистических системах. Вторая стадия ЛСД-терапии (слава, смерть и возрождение) имеет особое значение как мост между психологией и психопаталогией и мистическим и религиозным опытом. Только первая ступень использования ЛСД является терапией в обычном смысле слова. Следующие стадии связаны с процедурами, которые на протяжении веков использовались в мистериях и инициациях как методы духовного пробуждения и просветления.
В состоянии сна, транса, в результате применения психоделических наркотиков индивиды могут испытывать субъективные реальности столь же отчетливо, как и внешний мир. Экспериментальное изучение субъективной реальности может открыть нам возможность развития творческих способностей человека.
А. М. Руткевич.