Вопрос, что относить к "чистому" попаданству, не так прост, как кажется с первого взгляда.
Не так уже редки попытки как-то систематизировать сюжеты, даже я в своё время кусочек проблемы, пусть узкий, пробовал устаканить.
"Тема "Пападанцы-ВоВ".
В последнее время запал на АИ и на "наших попаданцев" поближе к 1941. В результате появилось следующее.
Отбор по критериям:
1. Забрасываемаяя масса - 100% вся Земля на N лет назад, но это уже относится скорее к АИ. 99,9% и 9 в периоде вся Земля пытается изменить одного пингвина, повернуть его в правильном направлении, не рассматриваем из-за ясно видимой абсурдности. Поэтому будем оперировать более-менее привычными единицами.
а. Один человек;
б. Группа;
в. Область;
г. Страна.
2. Степень воздействия - достаточно широкое поле, куда входят и личные знания/умения персонажей, круг аборигенов, с которыми "пападанцы" (далее ПП) взаимодействуют, последствия такого взаимодействия.
а. За нулевую точку отсчета берем моментальную смерть при переносе, без какого либо контакта с местным населением. Тушка потом тихо разлагается. Сюжета нет.
б. За +1 можно взять случай ПП живущего отшельником, за счет своих умений выживания в безлюдной местности, своего рода Робинзон Крузо, но без спасительного корабля на горизонте. Лет через несколько после смерти ПП на место его обитания и может кто-то набрести, но он уже умер и не узнает, чем дело кончилось. Можно строить сюжет только на реакции аборигенов после находки артефактов, оставшихся после пришельца. Получается своего рода АИ+НФ.
в. Любому следующему + можно присваивать произвольный численный коэффициент, в зависимости от фантазии и способностей автора конкретного произведения.
3. Реалистичность - в данном контексте учитываем отсутствие "свехзнания", то есть используются ли реальные научные, исторические, технические и социальные технологии, применяемые в РИ на момент переноса или имеет место изобретения сверхтехнологий, позволяющих персонажам легко обходить известные нам законы мироздания. Мистику и сопутствующие элементы я бы отбросил сразу, это или фэнтези, или больная фантазия, личное ИМХО.
а. ПП знает и умеет только то, чему успел научится в РИ.
б. У ПП есть некоторые возможности корректировать ход текущих событий места их нового обитания в нужную им сторону, выходящие за привычные нам рамки.
в. ПП "свехкрутые" ментаты и левитаторы, поэтому произведение скатывается в жанр дешевых игрушек при прохождении на минимальной степени сложности. "Одним махом семерых побивахом". Скучно. Может спасти только откровенная пародия на подобные опусы с хорошим юмором и ОЧЕНЬ большим глоссарием "А почему такое не могло быть".
4. Адекватность - здесь учитываем не только наличие обоймы у пистолета и барабана у револьвера, но и владение автором реалий того мира, куда он забрасывает ПП. И не забываем здравый смысл.
Для уточнения п.4 хочется привести один пример, не имеющий прямого отношения к "попаданцам" и АИ, скорее близкого к космоопере, но тем не менее. Не помню автора и названия, да и прочитал страниц 20, далее пролистал до середины и бросил. Краткий анамнез =)) На некую планету с базы на естественном спутнике прилетает челнок, который распыляет боевое ОВ над пустыней (результат многолетних орбитальных бомбардировок с применением всех вида ОМП), под которой в подземных городах живут местные "сопротивленцы". Полет происходит в режиме следования рельефу местности несколько часов на сверхзвуковой скорости, используются ТРД. Для выхода на орбиту и возвращения на базу, после достижения района, свободного от средств ПВО/ПКО пилот включает движки на форсаж и четыре твердотопливных ускорителя на подвесках попарно под каждой консолью крыла. Один ускоритель не срабатывает, автоматика вовремя не срабатывает, но пилот все-таки успевает вмешаться, сбрасывает! симметричный бустер, через несколько секунд врубается аварийный бустер, то есть ситуация полностью выходит из под контроля. Тяги для выхода на возвратную траекторию не хватает, пилот катапультируеся, дальше там плен, беседы с местной СБ и "предводителем дворянства". Читать продолжение сил у меня не хватило. Можно предвидеть возражения "Это же фантастика!". Согласен, в целом "по больнице" книгу можно отнести к НФ, наверное, в тексте и есть что-то от литературы вообще и в частности от фантастики. Но по тому кусочку, что пришлось прочитать, намеков на это я не нашел. Дело вкуса, в первую очередь читателей, иначе эту книгу не переиздавали бы.
"Остепененные" литературоведы наверняка скажут, что или пункты "диагноза" совершенно не соответствуют общепринятым в литературе, или добавят еще целую кучу своих. На мой взгляд, признаков для сюжетов с ПП вполне достаточно. Да и привычное деление литературы на "серьезную" и "развлекательную" слегка устарело. Не раз и не два на разных форумах в рунете предлагал скорректировать подобное деление. Ну примерьтесь к "Войне и миру" =)) Чистая же фантастика =)) Реальных людей, описываемых ЛНТ, в большинстве своем не было, мысли их он сам выдумал и т.д. и т.п. Что имеем на выходе?
Учебники, художественные и фотоальбомы, справочники, пособия для самых разных областей деятельности, путеводители (из которых частенько следует выкидывать устаревшие исторические комментарии).
И ВСЯ остальная литература, которая по большому счету фантастична =))
И вот всю остальную можно и нужно делить на две очень разные группы - хорошую и плохую литературу =)) " © А.Е.