bf109e4, 13.09.2003 07:03:01:
мда, вопрос задан на редкость "вежливо". ладно, начинаю читать и сразу же отвечаю:
>Для такого рода “экспертизы” нами здесь избраны археологические сведения о погребальных памятниках кочевников Северо-западного Причерноморья - степной зоны от Южного Буга до Дуная.
с каких это пор в качестве экспертного случая выбирают малоизученные культуры с малым количеством памятников? да еще культуры экстремальные? ответ имхо в том, что автор плохо знаком с другими культурами а тут чувствует себя на коне. но главное - в плохоизученной культуре с малым кол-вом находок всегда останутся дыры, в которые при желании можно засунуть кучу всего, что автор пожелает. ах, вот и док-во моей правоты, зря старался: "Не имея опорных и надежных хронологических аналогов, археологи оказались вынужденными датировать и атрибутировать погребальные памятники кочевников, исходя лишь из внутренних, типологических соображений, которые лишь потом механически “привязываются” к общепринятой хронологической схеме. Вне этой привязки они предстают в археологическом сознании как бы “взвешенными во времени” - и типологическими сериями, и поодиночке. Честно говоря, мы их до сих пор достаточно часто путаем друг с другом."
>Если “скифо-сарматская” эпоха (по “эталонным” образцам) представляется заполненной соответствующими памятниками довольно равномерно, то начиная с конца IV века н.э. многочисленные погребения кочевников в Причерноморье внезапно исчезают. Затем, примерно с рубежа IX-X вв., они столь же внезапно появляются, причем тоже в большом количестве.
в чем проблема? в Европе ситуация похожа. разные культуры оставляют разное кол-во памятников. тем более - кочевники. найти следы скажем какого либо африканского племени даже через сто лет - задача сложнейшая. нетрудно заметить, что автор строит свою хронологию в основном по массивным захоронениям (неудивительно, кочевники то особенно не строят). а теперь пусть он обьяснит, почему он считает что кочевники ВСЕГДА строят такие могильники! очевидно, что изменение способа похорон у кочевников приводит к их немедленному "исчезновению" из хронологии Добролюбского.
далее идет техника, а обсуждать ее я не имею права - я археолог совсем другого региона и времени. однако и тут в глазa бросаются откровенные ляпы:
>Женские погребения (определяемые по инвентарю) достоверно не выделяются.
епрст, а антрополога он позвать не пробовал? скелеты то у М и Ж разные!
>В погребениях мужчин-воинов сармато-аланского массива наборы оружия функционально сопоставимы с “позднекочевническими”. Они также, помимо оружия, сопровождаются предметами конской сбруи.
ну и...? а он ожидал, что схожие культуры кочевников положат в могилу абсолютно разные вещи? заметте, он не утверждает что схожесть в самих предметах (оружие, сбруя и т.д.), схожесть - что они есть вообще. но, позвольте! если в могилу кладут вещи важные для умершего, очевидно что в могилу скорее всего попадут именно оружие и сбруя! у тех же фараонов в гробницах они же! так что, Тутанхамон был сарматом? или печенегом? сами то вещи - разные! хоть и предназначение у них одно.
>Если попытаться формально воссоздать печенежско-торческое и половецкое общество Х-ХШ вв. лишь по данным погребального обряда (т. е. по общепринятым в археологии правилам реконструкции [6:6-9]), то мы обнаружим, что оно состояло исключительно лишь из воинов-всадников и не имело ни женщин, ни кочевой знати.
что за бред? кто воссоздает общество по одним могилам? тем более общество, в котором женщина не равна мужчине по определению, и соответственно погребение у них различно?
>По тем же формальным признакам обрядности, сарматы и аланы лошадьми не пользовались, а лишь использовали их изредка, как жертвенную пищу
опять смешно: почему он исходит из предположения, что если чел кочевник - его лошадь ОБЯЗАНА быть похоронена с ним? в какой то культуре - это так. но в другой культуре возможно кладут статуэтку, отпускают коня на волю, просто обещают табун в загробном мире на словах. да что там: просто убитую лошадь кладут не В а НА могильник. как ее найдеш после этого?
>Обе серии погребальных памятников являются “взаимно недоукомплектованными” инвариантами - при своем объединении в единую серию-совокупность такая недоукомплектованность полностью устраняется. Обе они типологически взаимно неполноценны. Следовательно, перед нами серии-дубликаты.
во-1 я уже указал на очевидные прорехи в его методологии
во-2 даже если бы он был прав (а это не так!!!), наличие двух неполных фрагментов никак не означает что они часть единого целого!
образно говоря, если на поле боя вы нашли верхнюю и нижнюю часть трупа, это вовсе не значит, что это части одного солдата! это могут быть части любых 2-ux из кучи тут погибших. для того, что бы доказать что это один индивидуум, надо сравнить одежду, антропологические характеристики, ДНК и т.д. но вот это то автор и избегает делать! почему? ответ у него же: он сам пишет что элементы этих культур сильно различаются и археологи их без проблем распознают! возвращаясь к аналогии: у него 2 части трупа в разной форме, разных по размеру людей с разным ДНК, но он утверждает - это труп одного солдата! почему? да потому что одна часть трупа верхняя, а другая - нижняя!
итак - это ответ на первую часть. попозже постараюсь найти время и для ответа на вторую. хотя имхо итак уже очевидна сама ложность его предпосылок и негодный инструментарий исследования.
Помните, что война с арабами - это война ловушек, засад и убийств из-за угла. (с) Атос, граф де ла Фер ( с помощью А. Дюма)