IMHO, главная ошибка Шлифена, то что он не учёл возросшую за счёт использования железных дорог подвижность армейских резервов. Весь его план строился на том, что правое ударное крыло немецкой армии будет иметь превосходство над французами и будет наступать достаточно быстро, для того, чтобы выйти им в глубокий тыл и прижать их главные силы к границе, до того, как французы успеют это превосходство парировать. Немцы считали, что ошибочное развёртывание, нельзя исправить никакими действиями в ходе операции. Однако, на практике оказалось, что немецкие корпуса наступают пехом со скоростью 20 километров в день в среднем, в то время как французы перебрасывают свои войска на левый фланг, используя железные дороги в тылу, с гораздо большей скоростью. В результате, к началу битвы на Марне они уже имели превосходство над немецким правым крылом раза в два (точной цифры не помню, есть в Галактионове). Плюс снабждение у немцев, учитывая несдавшийся Мобеж и взорванный мост у Седана практически отсутсвовало. Ошибки Мольтке тоже сыграли свою роль, но не будь их максимум, что немцам светило, это стабилизация фронта на Марне, а не на Эне. Это, впрочем было не так уж и мало. Если бы они не нацеливались на с самого начала на блицкриг, могли бы вынести из своих начальных успехов гораздо больше пользы. Они считали, что если не удасться разгромит Францию за месяц, то война априори проигранна, между тем продержались больше четырёх лет, и бог знает сколько продолжалась ещё бы, если бы не Соединённые Штаты. В рамках наступления с ограниченной целью, план Шлиффена вполне осмыслен: удаётся нанести поражение армии противника, занять важные в экономическом отношении районы на севере Франции, войска занимают выгдные позиции для последующей обороны, плюс ещё моральный фактор. Однако немцы дальше записок Шлиффена ничего в упор не видели, поэтому их командование, после проигрыша Марны впало в прострацию и сколько-нибудь осмысленных действий не произвело.
Добавлю, что французы имели возможность остановит немцев гораздо раньше Марны, если бы не ошибки Жофра, вынесшего развёртывание 6 армии слишком далеко к северу, в результате чего немцы смяли её когда она ещё выгружалась из вагонов.
Тоже самое, то есть роль железных дорог, видим и на Восточном фронте, где немцы используя их для преброски своих войск успешно отбивают наступление русских на своей территории, однако попытки их прейти в наступление на территорию России, оторвавшись от своих линий коммуникаций, неизменно оканчиваются в 14 году ничем.
Вообще именно железные дороги, а не пулемёты и колючая проволока - главная причина позиционного кризиса. Отсюда и все разговоры о необходимости увеличения подвижности армии, моторизации и т.д. Галактионов,кстати делает вывод, что немцам не хватало именно подвижности.
По поводу причин войны, опять же моё ИМХО: никто всерьёз войны в 1914 году не хотел, но все думали, что её хочет противник. Война началась в основном, во-первых, из-за интенсивной гонки вооружений, во вторых из-за резкого изменения политическиой обстановки на юге Европы: балканские войны, преход Италии на сторону Антанты, Болгарии на сторону Тройственного союза. В результате холимое и лелеемое равновесие сил в Европе нарушилось, а какое будет новое равновесие было непонятно, оно ещё не сложилось. Словом как в Чернобыле на четвёротм энергоблоке, события развивались слишком быстро, чтобы инерционная политическая система успевала на них реагировать.