[image]

Битва за урожай и ее жертвы (про колхозы от канадского историка)

Теги:история
 
1 2 3 4
RU Ведмедь #13.09.2006 06:44
+
-
edit
 
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.>> ...известная история на Магнитке с прокаткой броневого листа на блюминге...
Клапауций> Alex, просветите - что за известная история? всё равно топик уж пошёл вразнос...

В 20 веке в РИ было два металлургических предприятия катавших листы из броневых марок стали: на Украине в г.Мариуполе (в советские времена он назывался Мариупольский меткомбинат им. Ильича - не путать с Мариупольским меткомбинатом "Азовсталь") и Ижорский завод в Петербурге. Собственно они же и были в 20-30 гг. единственными поставщиками броневого листа для нашего нарождающегося танкового производства, а также разумеется обладали необходимым сталеплавильным оборудованием и технологиями для выплавки специальных марок сталей. А также были и их разработчиками (марок сталей) - поскольку металлургическая наука в предвоенные годы в СССР в основном была представлена несколькими вузами и заводскими лабораториями при крупных заводах. Это кстати важный момент - например: почему у Т-34 была пружинная подвеска, а у КВ - торсионная: хотя вроде страна одна и все было под государственным контролем? А потому что в Харькове была британская технология и оборудование для производства пружин (приехавшая к нам вместе с Т-26) - их то они делать научились, а вот торсионы - увы (ни мозгов, ни средств, ни оборудования, ни времени для этого не было). А на Путиловском (ЛКЗ) уже с 1894 года начали работать над выпуском специальных (пружинных и рессорных) марок сталей, а в 1904 году оборудована самая современная металлографическая лаборатория в стране, которая стала центром разработки специальных марок сталей в последние царские и предвоенные советские годы (с 1913 по 1928 гг ее возглавлял академик Гудцов Н.Т., с ним работали профессора из Политехнического и Горного институтов, другие квалифицированные ученые и специалисты). Поэтому когда появилась потребность применить на новой модели танка торсионную подвеску - то это задача оказалась решаема для технологов и производства КЗ: были разработаны и выплавлена соот. марка стали и из нее изготовлены торсионные валы.
Это момент кстати сказывался даже в новейшие времена - например когда в Тагиле осваивали отливку башен для семьдесятдвоек по самой современной технологии в кокиль с обмазкой - поначалу трещали у них башни со страшной силой и ничего сделать не могли, а вот в тоже время на Ижоре для восьмидесяток - нет: а потому что на Ижоре был столетний опыт производства крупных отливок, опытные кадры, целая лаборатория работала по формовочным смесям (это к вопросу почему я не боюсь конкуренции со стороны все подряд копирующих китайцев ;) ).
Я к чему отвлекся от вопроса - а потому что с производством брони в предвоенные годы была аналогичная ситуация: в том смысле что новый Магнитогорский комбинат был запроектирован и построен для массового производства стали и проката из рядовых и конструкционных марок стали, и соот. оборудование Магнитки не было рассчитано на производство специальных марок сталей.
Например выплавка броневой стали требовала мартеновских печей с кислым подом, наличия соот. прокатных станов, специального оборудования для термической обработки броневых отливок и проката - ну и специалистов соотвествующей квалификации. Уже 4 июля 1941 года было принято решение об эвакуации стана "4500" из Мариуполя и началу работ по освоению выплавки броневых марок стали. Оборудование разумеется привезли - но для его установки требуется много времени: строительство мощных фундаментов, прокладка коммуникаций и крышу над головой со стенами надо бы иметь, не тропики у нас.


Я продолжу чуть позже, мне ведь и поработать надо :) .





Клапауций> ..и без лишних эмоций об этом рассказывать...

У меня просто интернет очень медленный - я бывает загорюсь, типа "ну я щас скажу этому козлу все" - а пока страничка десять минут загружается - я и успокаиваюсь :D .
   
Это сообщение редактировалось 13.09.2006 в 11:26
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Продолжу:

Для организации выплавки броневой стали в Магнитогорск были командированы специалисты с Ижоры. На месте думая как приспособиться к имеющемуся в наличии оборудованию пришли к выводу - применить дуплекс-процесс: сначала варить сталь в имеющихся мартеновских печи с основным подом, а затем доваривать плавку в специально переоборудованном мартене с кислым подом (потом для повышения производительности пошли на плавку броневой стали только в основной мартеновской печи - пришлось поступится качеством ради количества: при дуплекс-процессе производительность была в четыре раза ниже). Также срочно стали строить отделение для термообработки брони. Оборудование стана 4500 с Мариуполя стало поступать на Магнитку с августа, а в октябре удалось его смонтировать. Теперь какое положение было с броневым листом летом-осенью 1941 г: оборудование в Мариуполе начали демонтировать в июле -значит производства уже не было, Ижора отгрузила последний металл в августе - т.к. с начала сентября уже была в блокадном кольце. Встал вопрос - как продержаться до начала освоения листа на вновь монтируемом стане 4500 и обеспечить производство танков броневым листом.
Приняли решение: попробовать катать листовую броню на блюминге - это конечно был огромный риск (и технический и личный - но об этом ниже).
В чем суть вопроса: дело в том что при принципиальной схожести процесса деформации блюминг и рабочая клеть толстолистового прокатного стана заметно отличаются по конструкции, поскольку листовая клеть испытывает бОльшие нагрузки при прокатке, имеет более жесткие требования к технологической точности и т.д. Второй момент: прокатный передел тогдашнего меткомбината состоял из следующий цепочки: после отливки прокатные слитки поступают на блюминг, где их перекатывают либо на блюмы (заготовка для производства сортового проката на средне- и мелкосортных станах) или слябы (заготовка для дальнейшего переката на лист на листопрокатных станах).
Какие же были негативные моменты этого решения - самое неприятное: можно было сломать блюминг, причем если поломки таких узлов как нажимные винты, подшипники, шестеренная клеть и т.п. были некритичны (устранялись в течении нескольких суток при наличии запчастей) - то поломка станины блюминга из-за нештатных нагрузок выводила из строя все прокатное производство Магнитогорского меткомбината на продолжительный срок, на мой скромный взгляд как минимум на полгода - поскольку блюминг был один, и все прокатное производство было завязано на него. Дело в том, что станина блюминга это отливка сложной О-образной формы весом 50-70 тонн: у нас в стране тогда такую отливку могли отлить и обработать только та же Ижора или Уралмаш. Ну про ситуацию с Ижорой я уже сказал выше, а Уралмаш тогда перестраивался на производство танков - да и вообще цикл производства такого изделия даже в условиях военного напряга как минимум несколько месяцев. Можно конечно было бы заказать станину в Штатах - но тут все бы растянулось уже куда больше, чем на полгода.
И второй момент: лист на блюминге мог просто не получиться - не получиться в смысле соответствия хотя бы минимальным требованиям к качеству. Ну а про личный риск - сами понимаете: вывод из строя целого меткомбината на полгода по тем лихим временам закончился бы стенкой для специалистов (при всяком отсутствии вины с их стороны ;) ).
И все таки металлургические боги были на нашей стороне :) (к тому же в те годы такие сложные конструкции рассчитывались на глазок - видимо поэтому в конструкцию блюминга был заложен избыточный запас прочности, который так пригодился впоследствии) - в общем удалось прокатать броневой лист шириной 2100 мм (при разумеется худшем качестве чем на листовом стане) - но лучше такая броня, чем никакой. Ну а когда запустили стан 4500 - стали катать необходимые броневые листы шириной 4100 мм, из коих были изготовлены корпуса каждого второго советского танка в годы ВОВ.
Вот так вот :D .
   

MIKLE

старожил

гм. версия о том что 34-ки первых военных лет выпуска имели хреновую броню находит подтверждение... в некоторых источниках вообще писалось что де факто гнали чуть ли не 25-30мм обычной стали, лишь бы на гусекницах и с пушкой... но видимо это творческая переработка оных проблем...
   
RU Клапауций #13.09.2006 14:24
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
2 Alex129 - спасибо, очень интересно
   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
MIKLE> гм. версия о том что 34-ки первых военных лет выпуска имели хреновую броню...

Вполне возможно, бесплатного сыра не бывает - это плата за массовость производства + обходные технологии военного времени, ну и не надо забывать что машина была еще "сырая" - даже родной харьковский завод не успевал решить все насущные проблемы, а тут пришлось ставить ее на поток.


MIKLE> в некоторых источниках вообще писалось что де факто гнали чуть ли не 25-30мм обычной стали, лишь бы на гусекницах и с пушкой...
MIKLE> но видимо это творческая переработка оных проблем...

Угу. Это из той же серии, что и легендарная крышка люка у СМК :) .
   
RU kirill111 #15.09.2006 16:20
+
-
edit
 

kirill111

аксакал
★★☆
TT>> Блин, во чудак. Какие такие темпы развития имперской промышленности? Да нихрена она не развивалась, где плоды ее развития? Ты покажи мне их!!!
Бяка> Ошибка 404: Запрошенная страница не найдена
Бяка> Если интересно подробнее, то поинтересуйся, где первые дизеля Рудольф дизель строить начал. У кого к началу ПМВ было больше всех подводных лодок.
Бяка> Россия развивалась быстро. Россия сама строила все классы военных и торговых кораблей, которые только были на то время. Россия строила паровозы и вагоны. Разворачивала производство автомобилей и самолётов. РИ смогла на свои средства и своими инженерами всего за 10 лет построить железную дорогу до Владивостока.РИ строила все типы орудий, а это высокие технологии.
Бяка> РИ вступила в ПМВ, имея на вооружении самые современные на тот момент системы оружия. То, что не хватало производственных мощностей - так их всем не хватало. А к 16 году, переведя промышленность на нужды войны, "снарядный голод" исчез. Оружия на всю гражданку хватило.
Бяка> Производительность труда на предприятиях РИ в 1914г в 4раза превосходила таковую на тех же предприятиях СССР в 1936г.

Отвечу так "да и что?" (с)
Только цена этому 14 год и 41 :)
   
RU kirill111 #15.09.2006 16:24
+
-
edit
 

kirill111

аксакал
★★☆
MIKLE> гм. версия о том что 34-ки первых военных лет выпуска имели хреновую броню находит подтверждение... в некоторых источниках вообще писалось что де факто гнали чуть ли не 25-30мм обычной стали, лишь бы на гусекницах и с пушкой... но видимо это творческая переработка оных проблем...

Да не было особо плохой брони или массово не было.
Хочешь, дам Свирина почитать?
   
RU kirill111 #15.09.2006 16:33
+
-
edit
 

kirill111

аксакал
★★☆
Бяка>> ОБЯЗАНЫ????????? Обязаны торговать???????
israel> Нейтральная страна и эмбарго - понятие несовместимое.
Бурные и продолжительные аплодисменты :))))
   
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters