Продолжу:
Для организации выплавки броневой стали в Магнитогорск были командированы специалисты с Ижоры. На месте думая как приспособиться к имеющемуся в наличии оборудованию пришли к выводу - применить дуплекс-процесс: сначала варить сталь в имеющихся мартеновских печи с основным подом, а затем доваривать плавку в специально переоборудованном мартене с кислым подом (потом для повышения производительности пошли на плавку броневой стали только в основной мартеновской печи - пришлось поступится качеством ради количества: при дуплекс-процессе производительность была в четыре раза ниже). Также срочно стали строить отделение для термообработки брони. Оборудование стана 4500 с Мариуполя стало поступать на Магнитку с августа, а в октябре удалось его смонтировать. Теперь какое положение было с броневым листом летом-осенью 1941 г: оборудование в Мариуполе начали демонтировать в июле -значит производства уже не было, Ижора отгрузила последний металл в августе - т.к. с начала сентября уже была в блокадном кольце. Встал вопрос - как продержаться до начала освоения листа на вновь монтируемом стане 4500 и обеспечить производство танков броневым листом.
Приняли решение: попробовать катать листовую броню на блюминге - это конечно был огромный риск (и технический и личный - но об этом ниже).
В чем суть вопроса: дело в том что при принципиальной схожести процесса деформации блюминг и рабочая клеть толстолистового прокатного стана заметно отличаются по конструкции, поскольку листовая клеть испытывает б
Ольшие нагрузки при прокатке, имеет более жесткие требования к технологической точности и т.д. Второй момент: прокатный передел тогдашнего меткомбината состоял из следующий цепочки: после отливки прокатные слитки поступают на блюминг, где их перекатывают либо на блюмы (заготовка для производства сортового проката на средне- и мелкосортных станах) или слябы (заготовка для дальнейшего переката на лист на листопрокатных станах).
Какие же были негативные моменты этого решения - самое неприятное: можно было сломать блюминг, причем если поломки таких узлов как нажимные винты, подшипники, шестеренная клеть и т.п. были некритичны (устранялись в течении нескольких суток при наличии запчастей) - то поломка станины блюминга из-за нештатных нагрузок выводила из строя все прокатное производство Магнитогорского меткомбината на продолжительный срок, на мой скромный взгляд как минимум на полгода - поскольку блюминг был один, и все прокатное производство было завязано на него. Дело в том, что станина блюминга это отливка сложной О-образной формы весом 50-70 тонн: у нас в стране тогда такую отливку могли отлить и обработать только та же Ижора или Уралмаш. Ну про ситуацию с Ижорой я уже сказал выше, а Уралмаш тогда перестраивался на производство танков - да и вообще цикл производства такого изделия даже в условиях военного напряга как минимум несколько месяцев. Можно конечно было бы заказать станину в Штатах - но тут все бы растянулось уже куда больше, чем на полгода.
И второй момент: лист на блюминге мог просто не получиться - не получиться в смысле соответствия хотя бы минимальным требованиям к качеству. Ну а про личный риск - сами понимаете: вывод из строя целого меткомбината на полгода по тем лихим временам закончился бы стенкой для специалистов (при всяком отсутствии вины с их стороны

).
И все таки металлургические боги были на нашей стороне

(к тому же в те годы такие сложные конструкции рассчитывались на глазок - видимо поэтому в конструкцию блюминга был заложен избыточный запас прочности, который так пригодился впоследствии) - в общем удалось прокатать броневой лист шириной 2100 мм (при разумеется худшем качестве чем на листовом стане) - но лучше такая броня, чем никакой. Ну а когда запустили стан 4500 - стали катать необходимые броневые листы шириной 4100 мм, из коих были изготовлены корпуса каждого второго советского танка в годы ВОВ.
Вот так вот

.