korneyy>> А кто кого в ПМВ "стирал авиацией"? Огласите весь список!
kirill111> Поддержку войск никто не отменял. Даже разведку. Самый страшный врак солдата - разведчик.
kirill111> Ибо до канонiчного 17 года И + Ф выпустили раз в 6 самолей поболее, чем РИ.
Кто утверждал про "стирание авиацией"? Про разведку речи не было. Но даже в этом случае фоторазведка оформилась не сразу, а к середине войны. Визуальная разведка "не катила" в силу субъективизма пилотов и усиления наземной обороны против авиации противника. Визуальная разведка с малой высоты становилась все более опасной, наблюдение с больших высот не давало полноценных результатов. Достоверность и полнота разведывательных данных, их объективность и документальность могли быть обеспечены только "фотоглазом", т. е. аэрофотокамерой с большим фокусным расстоянием объектива.
Прошу пардону за длинную цитату:
http://www.photohistory.ru/1207248190481659.html
В августе 1916 г. в русской армии были введены фотограмметрические отделения и части при разведывательных отделах штабов армий и фронтов. Для обсуждения организационных вопросов аэрофоторазведывательной службы и усиления ее связи с авиацией в декабре 1916 г. был созван 1-й съезд представителей авиационных частей (аэрофотографический парк). Аэрофотографический парк явился центральным органом, объединяющим вопросы воздушного фотографирования.
После съезда, в 1917 г., фотограмметрическая служба была передана в авиацию и в авиационных подразделениях созданы фотограмметрические части. В Киеве была организована Высшая офицерская аэрофотограмметрическая школа. Боевое значение отечественной аэросъемки в первой мировой войне быстро возрастало, и на последних этапах ее почти ни одна операция не выполнялась без предварительной аэрофоторазведки. Достаточно сослаться на замечательную операцию по прорыву Юго-Западного фронта в 1916 г., осуществленную генералом А. А. Брусиловым. Эта историческая операция была предпринята после тщательного изучения мощных укрепленных позиций противника, выявленных хорошо поставленной аэрофоторазведкой. Всего за время войны военно-воздушные силы русской армии произвели около 1,5 миллиона аэронегативов.
Стараниями талантливых деятелей аэрофотосъемки наша разведывательная авиация была оснащена первоклассными для того времени аэрофотоаппаратами, в первую очередь аппаратами конструкции русского полковника В. Потте, разработанной им еще в 1913 г. Полковник В. Потте был страстным патриотом своей родины. Ему чуждо было преклонение перед западной техникой. "Мы не можем быть в вечной зависимости от иностранной индустрии, - писал он, - и русское золото не всегда может литься рекой в карманы смелых заграничных предпринимателей". Созданный им аэрофотоаппарат (фиг. 10) являлся предметом зависти за границей. Это был первый в мире пленочный полуавтоматический аппарат, предназначенный для плановой маршрутной и площадной съемки.
Благодаря своим неоспоримым достоинствам аэрофотоаппарат системы Потте во время первой мировой войны был самым распространенным в России и находился на вооружении войсковой авиации вплоть до 1930 г. Им же производились в СССР первые опытные и производственные съемки для картографирования территории.
Для перспективного фотографирования применялся аэрофотоаппарат с центральным междулинзовым затвором системы С. А. Ульянина. Это - первый в России фотоаппарат, сконструированный специально для съемки с самолета (фиг. 11). Он был снабжен анероидом-высотомером и часами, показания которых фиксировались на пластинке одновременно с изображением местности. Используемая площадь снимка составляла 13X13 см. Магазинные кассеты заряжались либо шестью стеклянными пластинками, либо двенадцатью плоскими пленками. Съемка выполнялась вручную с борта самолета.
Кроме камер Потте и Ульянина, применялись и другие типы камер, в том числе длиннофокусные (до 1200 мм), в частности, несколько видоизмененная камера Ульянина (с фокусом в 430 мм) со шторно-щелевым затвором.
Шторно-щелевой затвор, широко применяемый даже в современных камерах, был изобретен еще в 1883 г. русским фотографом С. А. Юровским. Его изобретением не замедлила воспользоваться немецкая фирма Герц-Аншютц. Обыкновенные фотографические камеры, а позже и аэрофотоаппараты, снабженные шторно-щелевым затвором, получили очень широкое распространение во всех странах мира, в том числе и в России. Таким затвором было оснащено большинство аэрофотоаппаратов, применявшихся в Германии в первой мировой войне.
Это русское изобретение проникло и в США. В 1918 г. фирма "Кодак" выпустила первый полностью автоматизированный аэрофотоаппарат типа "К-1", снабженный шторно-щелевым затвором. В послевоенный период он широко использовался в СССР для картографирования территории.
В то время как в русской армии применялись совершенные пленочные полуавтоматические аэрофотоаппараты, за границей использовались неавтоматические аппараты. Например, разведывательная авиация австро-германской армии в начале первой мировой войны применяла неавтоматические аэрофотоаппараты револьверного типа (ручной револьверного типа фотоаппарат, работающий на негативной бумаге, был изобретен в России еще в 1889 г. фотографом Варшавского университета К. Бранделем), предназначенные для перспективного фотографирования с борта самолета вручную, а также обычные фотографические аппараты, которыми раньше пользовались при воздушной съемке с аэростатов.
Позже многие страны заимствовали у России идею создания пленочного полуавтоматического аэрофотоаппарата, в том числе и Германия, начавшая выпускать пленочный аэрофотоаппараты, где автоматизация работы механизма достигалась с помощью специальной бортовой самолетной ветрянки или электромотора. Тогда же был введен и электрообогрев камеры.
К концу 1917 г. на вооружение фоторазведывательной авиации поступили новые типы аппаратов: длиннофокусный, с фокусным расстоянием, достигающим 1200 мм, и опытный образец аппарата, покрывающего при длине фокуса в 500 мм снимок форматом 24X30 см.
В области аэрофотоаппаратуры Франция отставала не только от России, но и от Германии, хотя организация аэрофотораз-ведывательной службы во французской армии стояла довольно высоко. Лишь на третьем году войны французы предприняли попытку сконструировать полуавтоматический пленочный аэрофотоаппарат (по типу русского аппарата, созданного полковником В. Потте), рассчитанный на 60 снимков форматом 18X24 см.
Почти так же обстояло дело в Англии. В начале войны в английской армии применялись аппараты системы "Торнтон-Пикард" с фокусным расстоянием около 200 мм, и лишь к концу войны появились автоматические аппараты со шторнощелевыми затворами и громоздкие длиннофокусные аэрофотоаппараты с фокусным расстоянием 500 и 1200 мм при размере снимка 18X24 см. Такими аппаратами производилась преимущественно перспективная съемка.