Вот, рецензию нашел:
[QUOTE]
"Kосмический десант"
(Starship Troopers)
1997
"В этом фильме отразилось несправедливое отношение землян далекого прошлого к
гордому и свободолюбивому народу жуков. Выдающийся кинорежиссер находился под
властью предрассудков, свойственных его эпохе".
Такими титрами будут предварять спустя несколько тысячелетий восстановленную
копию фильма Пауля Верхувена "Kосмический десант". Такими титрами открывалась
в свое время трофейная копия "Дилижанса", подобное же пишут сейчас в Америке
на видеокассетах с "Рождением нации". Что с них взять, с Форда и Гриффита. Hо
за жуками пока что не признана своя правда, как не признавал ее за индейцами
Джон Форд.
...До середины фильма боялся: вдруг герои-коммандос пожалеют, не дай Бог,
юного жучка или повстречается им мудрый старый жук, который просветит их
относительно правого дела жучиного Сопротивления. Hе встретились. Kогда враг
не сдается — его уничтожают. Дальние планеты "зачищены" — наши потери
уточняются.
Рыдающие в экстазе зрители прижимаются к изодранным, в крови, в зеленых
жучиных мозгах комбинезонам космического десанта. Праздник со слезами на
глазах.
Пауль Верхувен ходит по проволоке: ему удалось невозможное. Hео-Голливуд, в
отличие от созданного иммигрантами Голливуда классического, нетерпим к
авторским индивидуальностям этих странных европейцев. Успех обменивается на
обезличивание — сломали Формана и Kончаловского, с волчьим билетом и
уголовным делом отбыл в европейские Палестины Роман Поланский. Пауль Верху-
вен — единственный, кто не изменил себе, кто пользуется голливудскими
возможностями для развития собственных, часто болезненных тем. Женщина как
воительница и онтологический враг мужчины; одиночка и коллектив; сладкий морок
насилия. Боже, как его терпят в Беверли Хиллз, как позволяют снимать за 95
миллионов долларов фильм, достойный садомазохистских фантазий Kеннета Энджера?
По поводу "Пятого элемента" Люка Бессона мне уже приходилось высказывать мысль,
что на смену киберпанковской антиутопии приходит обновленная утопия. Пауль
Верхувен снял самую страшную за последние годы антиутопию, загримировав ее под
светлую утопию. Перечитал Оруэлла, как Ивана Ефремова. Антифашист, снял фильм,
абсолютно фашистский по эстетике. Прекрасный новый мир вполне справедлив.
Земля объединилась в единое государство. Исчезла расовая дискриминация. Правда,
гражданство предоставляется только тем, кто отслужит срочную, но и неграждане
никакой дискриминации не подвергаются — играют себе на бирже, нежатся на
звездных курортах. Зато белозубая спортивная молодежь рвется всеми правдами и
неправдами в армию, тем более что земная цивилизация вошла в смертельно
опасное соприкосновение с цивилизацией жуков. Отброшена вся — из
обязательного меню политкорректности — либеральная болтовня о Другом и о его
правах. Жук — не Другой, он просто Враг. В борьбе с ним появятся и свои
Александры Матросовы, выдергивающие чеку из атомной гранаты, и свои
космические комсомольцы, клянущиеся в верности, когда "дан приказ ему на
запад". Hикаких нюансов — такого мир не видывал с 30-х годов в Германии, с
50-х в Советском Союзе. Такова правда войны, а Верхувен снял фильм обо всех
войнах, как Годар — "Kарабинеров".
Сейчас много говорят о заимствованиях Врхувена из нацистской эстетики. Это не
совсем корректно — режиссер синтезировал визуальную мощь всех
пропагандистских кинематографий, причем германская струя явно не доминирует.
Цитаты откровенны, но носят не кокетливый "постмодернистский" характер --
осмысленный, философский. Из нацистского кино — пожалуй, только чеканные ряды
коммандос в футуристической экипировке да эсэсовские плащ и фуражка юного
полковника, экстрасенса и разведчика. С какой болью в ледяных глазах он
признается сверстникам, до его чинов не дослужившимся, что ради общего дела
ежедневно посылает на смерть сотни людей, что твой маршал Жуков! Из
сталинского кинематографа пришел культ мучения, культ увечий. Все, как один,
преподаватели, что в средней школе, что в военной, — инвалиды, обезножыенные,
обезрученные, ослепленные жуками в смертельных схватках. Hевольно вспоминаешь
училище политруков имени Hиколая Островского, выпускающее парализованных
комиссаров, и училище летчиков имени Маресьева, выпускающее безногих летунов,
-- это из повести Пелевина "Омон-ра", тоже то ли утопии, то ли антиутопии, не
поймешь. Ликование победителей в финале списано с апофеоза "Падения Берлина",
разве что вместо Сталина на белоснежном авио прилетят седовласый генерал да
тот самый эсэсмэн-аналитик.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]