Для каждого ракетного полка БЖРК выбирался и оборудовался в
геодезическом и геологическом отношении свой маршрут боевого
патрулирования, на котором выбиралось боевые стартовые позиции,
полевые учебно-боевые стартовые позиции и выжидательные пози-
ции. Маршруты боевого патрулирования ракетных полков пролегали
по нескольким железным дорогам, отделениям железных дорог.
В местах базирования и патрулирования БЖРК были проведены
работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы,
деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи подсыпа-
ны плотной щебенкой.
После принятия решения о развертывании БЖРК Министерство
путей сообщения СССР провело масштабную работу для подготовки
будущих маршрутов боевого патрулирования БЖРК. Всего была
проведена модернизация нескольких тысяч километров путей. На
мало напряженных линиях вдруг менялся железнодорожный путь
(укладывались рельсы более тяжелого типа, железобетонные шпа-
лы), в случае необходимости менялись мосты и путепроводы, стан-
ции и перегоны оснащались более современными типами сигнали-
зации, централизации, блокировки и связи. На всех будущих
маршрутах патрулирования строились полевые площадки, на пере-
гонах появлялись разъезды, укладывалось дополнительно 2–3 км пу-
ти, хотя поблизости не было никакого населенного пункта и вроде
бы станция здесь ни к чему. Разъезд этот был необслуживаемым, т.е.
не было ни здания станции, ни поста путейцев и пр. Таких разъездов
было построено около двух сотен. Они существуют и по сей день.
Что же касается идентификации противником БЖРК на маршру-
те патрулирования, то полностью «поездом-невидимкой» он не
был. Опытный специалист мог определить, что это за поезд. Но ку-
да и когда он дальше проследует в процессе штатной эксплуатации,
достоверно определить было невозможно.
Практика показала, что при четко отработанной системе преду-
преждения о нападении противника и системе управления движе-
нием БЖРК, предусматривающей экстренный выход его с места
стоянки, поразить его или вывести из строя не представлялось воз-
можным. БЖРК за это время мог уйти с места стоянки и удалиться
на расстояние, гарантирующее его выживание. В угрожаемый пе-
риод, с приведением войск в высшие степени боевой готовности
интенсивность перемещения БЖРК на маршрутах патрулирования
могла быть значительно увеличена.
Необходимо отметить, комплекс «Молодец» был первым в мире серийным представителем своего класса. Сама идея перевозки и запуска ракет со специально оборудованных поездов появилась еще в конце пятидесятых годов. Более того, идея БЖРК была не только сформирована, но и отрабатывалась в рамках экспериментов. Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.
В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.
Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.
Тем не менее, хватало и минусов. Главный – высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта.
Эксплуатация серийных «ракетных поездов» могла быть связана с некоторыми затруднениями логистического и юридического характера. Сравнительно большой вес (127 т) вагона с пусковой установкой накладывал определенные ограничения на выбор маршрута, который требовалось составлять с учетом состояния железнодорожных путей. Кроме того, из-за отсутствия единой компании, содержащей и эксплуатирующей все железные дороги страны, могли возникнуть определенные затруднения с выходом БЖРК на некоторые сети или переход с одной сети на другую.
БЖРК в РВСН составляли основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. Американцы боялись его больше, чем «Сатаны»: это был реальный фактор неминуемого возмездия. Разветвленность железнодорожной сети страны обеспечивала исключительную скрытность БЖРК.
Комплекс был способен, не обнаруживая себя, преодолевать более 1000 км в сутки и запускать ракеты из любой точки маршрута. Первый ракетный полк в составе трех пусковых установок встал на боевое дежурство в 1987 г. К 1999 г. были развернуты три ракетные дивизии по четыре полка в каждой, то есть 36 пусковых установок.
За всю историю эксплуатации БЖРК ракета РТ-23УТТХ «Молодец» (по западной терминологии Scalpel SS-24) стартовала только один раз. Выпущенная из Костромской области, она поразила цель на Камчатке. Американцы отследить координаты комплекса ни до пуска ракеты, ни после него так и не смогли.
США, когда планировали создать свой железнодорожный ракетный комплекс, провели специальные исследования. Оказалось, что при рассредоточении 25 составов на участке железной дороги в 120 тыс. км (это намного меньше главного пути российских железных дорог) вероятность поражения БЖРК составляла всего 10% при использовании 150 МБР типа российской «Воевода», более известной под западным наименованием «Сатана».
Минобороны объяснило происхождение взрывчатки, найденной в одном из поездов в столице. Груз перевозился в штатном режиме и не представлял опасности, так как был разукомплектован. В Министерстве обороны объяснили происхождение боеприпасов, обнаруженных 31 октября в вагоне товарного поезда в Москве. Груз предназначался для одного из соединений Западного военного округа. По словам представителей министерства, его перевозка не несла никакой угрозы, так как боеприпасы в соответствии с требованиями безопасности перевозились в разукомплектованном виде. Пресс-служба ведомства добавила, что груз в ближайшее время продолжит следование по маршруту и будет доставлен в пункт назначения. На всем пути следования боеприпасы охранялись должным образом. Необычный груз был обнаружен при обходе вагонов на станции Чухлинка. Взрывчатка перевозилась в товарном поезде, железнодорожники в целях безопасности перегнали вагон с боеприпасами на запасные пути, груз должны были обследовать специалисты. Никаких задержек в движении поездов из-за обнаружения взрывчатки нет: пассажирские и товарные составы выполняют рейсы в соответствии с расписанием. Ранее поступала информация об эвакуации на станции Чухлинка, однако она не соответствует действительности. Между тем, в пресс-релизе Минобороны речь идет о вагоне на станции Перово-1, находящейся неподалеку от Чухлинки.
Источник: Взрывчатка, обнаруженная в товарном вагоне поезда в Москве, принадлежит Минобороны
В сети появилась видеозапись с места обнаружения взрывчатки, всего в товарном вагоне перевозилось около 200 ящиков с боеприпасами, у всех отсутствовали взрыватели. В ящиках лежали мины и снаряды реактивных систем залпового огня.
Несмотря на принадлежность груза Минобороны, в парке станции была проведена проверка на наличие подозрительных предметов. Источники в правоохранительных органах ранее сообщали, что вагон с взрывчаткой никем не охранялся.
По мнению генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, Россию нельзя сравнивать с другими странами из-за разной грузовой базы и степени маршрутизации. Наиболее быстрым способом доставки по железной дороге являются поезда, которые ходят по определенным маршрутам в известное заранее время.
В РФ, напротив, наиболее популярны групповые перевозки, когда к составу цепляются вагоны, направляющиеся в разные места. В таком случае время теряется на попутные остановки или на включение в состав новых грузовых вагонов. При этом в стране есть множество регионов, поезда из которых очень сложно маршрутизировать, добавляет эксперт. Кроме того, по его мнению, схема льгот и скидок для компаний, решающих маршрутизировать свои грузы, пока не доработана. В России степень маршрутизации составляет 40-45 процентов против 60 в других крупных экономиках, уточняет Федоренко.