Общая загруженность города сильнее всего зависит от зоны между ТТК и МКАД — она самая большая и включает длинные отрезки крупных магистралей. Ситуация в этой зоне и, соответственно, в целом в Москве по сравнению с прошлым годом изменилась не очень сильно: утром стало лучше, днём и вечером — немного хуже. Средняя скорость движения в городе в сентябре–октябре в утренний час пик (с 8 до 10 часов) была на 4% выше, чем год назад. В середине дня (14—15 часов) — на 3-4% ниже, в вечерний час пик (с 17 до 20) — примерно такая же.
По сравнению с 2013 годом пробок стало меньше в течение всего дня, кроме 6—7 часов утра. В утренний час пик средняя скорость на московских улицах выросла на 14%, в вечерний — на 9%.
В центральных зонах картина совершенно другая. Внутри Садового кольца пробок стало заметно больше. За год скорость движения упала здесь на 16% утром и на 8% вечером, а за три года (с 2014) — на 24% и 7% соответственно. До этого загруженность в центре снижалась — в том числе из-за постепенного расширения зоны платной парковки.
На дорогах между ТТК и Садовым также видны ухудшения с прошлого года — в среднем на 6% с шести до одиннадцати вечера. По сравнению с 2013 ситуация в вечерний час пик, с 17 до 20 часов, пока существенно лучше — средняя скорость на 20% больше. Зато после утреннего часа пик, с 10 до 13, ездить стало сложнее — скорость снизилась в среднем на 4%.
Статистика - По данным ГИБДД в 2017 году в Москве количество зарегистрированных машин приблизительно составляет 5.6 миллионов. Стоит отметить, что ежегодно в Москве становится на 8-10% автомобилей больше.
Москва заняла второе место среди городов с самыми большими пробками. Только в Лос-Анджелесе дорожная ситуация хуже, чем в российской столице
// Москва заняла второе место среди городов с самыми большими пробками
Исследователи развенчали миф о том, Москва - "супермобильный город", и большая часть населения постоянно находится в движении в течение рабочего дня. Как выяснилось, больше двух третей горожан в течение рабочего не покидают свои дома либо находятся недалеко от дома. Выходит, что за столичные пробки ответственна треть москвичей.
Оказалось, что в центр на работу съезжается не так много жителей, как принято считать. По данным исследователей, в центре (внутри третьего транспортного кольца) заканчивается 15% поездок, которые совершаются в утренней Москве. Нагрузка окажется чуть выше, если учесть тех, кто приезжает в центр для пересадки.
Около 480 км дорог планируется построить в Москве в ближайшие пять лет за счет городского бюджета, заявил в четверг руководитель департамента строительства столицы Андрей Бочкарев. Мэрия каждый год тратит существенные средства на создание транспортной инфраструктуры: в рамках адресной инвестиционной программы в 2018 году городская казна направила суммарно на транспортную инфраструктуру 358,1 млрд руб., в этом году планируется потратить 360,9 млрд руб. Большая часть этих средств направлена именно на улично-дорожную сеть — 235,8 млрд и 235,2 млрд руб. соответственно.
Несмотря на активное дорожное строительство, пробок в Москве с каждым годом становится только больше. В недавнем исследовании голландской компании Tom Tom российская столица оказалась на пятом месте в рейтинге городов с самыми загруженными дорогами. Еще в 2017 году речь шла о шестом месте, в 2016 году — о 13-м, а в этом году Москву обогнали только Мумбай, Богота, Лима и Нью-Дели. По данным Tom Tom, утром в час пик жители Москвы и ближайшего Подмосковья стоят в пробке 26 минут на каждые полчаса пути, а вечером — 31 минуту. То есть у офисных сотрудников со стандартным графиком работы суммарное время, проведенное в пробках, может составлять 57 минут в сутки. И это проблема не только Москвы, но и Санкт-Петербурга, который оказался на 12-м месте рейтинга Tom Tom, и Новосибирска (16-е место), и Екатеринбурга (38-е место).
Проблема в том, что участки вдоль новых магистралей очень быстро застраиваются, и обитатели нового жилья и сотрудники офисов загружают транспортную инфраструктуру. «Москва оказалась в своего рода транспортной воронке»,— считает исполнительный директор фонда Института экономики города Татьяна Полиди. «На площадках вблизи новых дорог компании стараются построить не точечный объект, а целый многоэтажный комплекс: после его ввода созданной транспортной инфраструктуры оказывается мало, и требуются новые решения»,— поясняет госпожа Полиди.
Придорожные метры
Близость к метро или наличие удобной дорожной развязки может увеличить цены в новостройках минимум на 2–3%, отмечает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Самым важным фактором в Москве участники рынка недвижимости единодушно называют метро. «Это одно из важнейших преимуществ девелоперского проекта, даже в качестве запасного варианта для водителей, кроме того, станция, как магнит, притягивает к себе коммерческую инфраструктуру, например торгово-развлекательные центры, и увеличивает инвестиционную привлекательность застройки»,— отмечает Мария Литинецкая. По расчетам эксперта, при условии удачно подобранного момента для вхождения в проект инвестор может дополнительно заработать на покупке первичной недвижимости 3–7% помимо роста за счет изменения стадии строительной готовности.
Гендиректор «Азбуки жилья» Владимир Каширцев добавляет, что влияние метро на стоимость недвижимости сильно меняется в зависимости от класса комплекса. Например, в Москве удаленное от станции метро жилье экономкласса продается дешевле средней цены на 14%, комфорткласса — на 11%, бизнес-класса — на 9%. При этом, объясняет он, об одномоментном повышении цен при открытии новой станции метро речи, как правило, не идет. «Наценка в 7–10% в таких новостройках закладывается изначально, а после открытия объектов цены увеличиваются на 3–5%»,— объясняет господин Каширцев. Впрочем, отмечает директор по продажам НДВ Татьяна Подкидышева, на рынке есть случаи обратного влияния. «Например, если новая железная или автомобильная дорога проходит очень близко к объекту жилищного строительства либо станция метро открыта прямо под окном, тогда жилой комплекс, который изначально проектировался как бизнес-класс, может оказаться в сегменте комфорткласса»,— отмечает она.
Как следует из данных Института экономики города и «Дом.РФ», в Москве время, затрачиваемое на поездку от дома до центра, влияет на стоимость жилья больше, чем в Нью-Йорке. Начальник управления предпродажной подготовки группы ПИК Илья Витковский уверен, что в Москве и ближайшем Подмосковье значение транспортной доступности со временем только вырастет, хотя уже сейчас этот показатель занимает ключевую роль в ценообразовании. «В настоящее время востребованы комплексы, расположенные не далее чем 15 км от МКАД или в 15–20 минутах от станций метро»,— поясняет господин Витковский.
Вариант решения проблемы дорожных заторов предложил Дмитрий Давыдов. Опираясь на успешный опыт зарубежных стран, автор считает необходимым закрепить платный проезд по улицам Москвы. Как реализовать эту меру борьбы с заторами Давыдов рассказал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».
Столица пробок
Первое место в мире по загруженности дорог Москва заняла уже в 2020 году, следует из данных рейтинга TomTom Traffic Index. Другие российские города сильно отстают от столицы, так Новосибирск занял 9-е место, Санкт-Петербург - 12-е место, а Самара – 20-е место.
В течении рабочего дня на дороги Москвы выезжает примерно 3,5 млн автомобилей, следует из данных департамента транспорта столицы. В час-пик число машин достигает 550 тысяч. При этом стоит учитывать и транзитный транспорт, на который приходится от 150 до 250 тысяч машин в зависимости от дня недели и прочих факторов. Средняя скорость машины в Москве составляет примерно 30 км/ч.
...
Столица Великобритании тоже была мировым лидером по пробкам в конце 90-х и в начале 2000-х годов. Дороги Лондона были загружены до предела, высокие цены на парковку и схемы одностороннего движения не решали проблему. Поэтому в 2003 году мэрия города решила ввести платный проезд в центр города в рабочее время в будни с 7:00 до 19:00. Тариф установили в размере 5 фунтов. Эффективность меры жители Туманного Альбиона ощутили сразу же, а вложения в технологии окупились за два года. Многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируют в развитие транспортной инфраструктуры британской столицы. На данный момент мегаполис занимает 49 место в рейтинге TomTom Traffic Index, а базовая стоимость проезда в центральные районы города с 07:00-22:00 составляет 15 фунтов (1 500 рублей) в день (каждый день, кроме Рождества).
Платный проезд практикуют также в Сингапуре, Стокгольме, Милане, Сан-Франциско, Дубае и список городов постоянно пополняется. Так, в Тель-Авиве власти планируют к 2024 году проработать проект и подготовить инфраструктуру к введению платы за проезд по городу.
За проезд оплачено?
Рост числа автомобилей негативно сказывается на ситуации с пробками в Москве и уже очевидно, что без принудительного снижения траффика проблему решить будет невозможно.