Транссиб начался для меня с Красноярска. А вокзал Красноярска - с паровоза.
Паровоз СО17, ещё угольный, с гигантской прожорливой топкой. Это первый паровоз эвакуированного сюда завода "Красный профинтерн", ныне Сибтяжмаш, выпущенный в 1943 году.
Станция Иланская. На дороге множество круглоголовых электричек ЭР9П! В том числе ещё и не в пидовском окрасе. Но мне в объектив попалась красно-серая, ну да не страшно. Состав - 4 вагона. По московским меркам - ерунда, но далее, ближе к БАМу, будет куда круче...

«
ЭР9П-К-59 в Иланской» на
Яндекс.Фотках
Паровоз Эм на станции Иланская. Обычно облеплен детишками из стоящих полчаса на смене локомотива поездов. Ну, вполне обычное зрелище. ) Красные буфера паровоза смотрятся как-то излишне дерзко - ну с фантазией маляры попались.

«
Эм730-73, Иланская» на
Яндекс.Фотках
Чуть дальше вот такой памятник - семья провожает... кого? Машиниста?

«
ст. Иланская» на
Яндекс.Фотках
Тайшет. Здесь начинается БАМ, который идёт до Советской Гавани. Причём участок от Тайшета до Лены, и также восточный участок до Совгавани, был построен ещё в 40-50 годах. Первый для доступа к Лене, второй - в преддверии войны с Японией. И вообще, БАМ начинался вовсе не с 17 съезда ВЛКСМ, а куда раньше, с БАМлага и его начальника Нафталия Аароновича Френкеля (крайне интересная личность была, и что характерно, умер своей смертью, не расстрелян), а первый поезд по БАМу прошёл в ноябре 1937 года от разъезда БАМ на Транссибе до посёлка Тындинский. Сейчас этот участок зовётся "малый БАМ" - он был заново восстановлен по насыпи - рельсы с него были сняты в 1942 году для строительства рокадных дорог под Сталинградом.

«
Тайшет, начало БАМа» на
Яндекс.Фотках
Лена. Город при том называется Усть-Кут - чтобы враг не догадался. По архитектуре вокзала легко видно, что 50-е. Здесь заканчивается двухпутный "сталинский" БАМ.

«
Ст. Лена, город Усть-Кут» на
Яндекс.Фотках
Электрификация на БАме кончается чуть позже, чем двухпутность, на станции Таксимо. Потому нас цепляют к ВЛ65. Тоже редкость в европейско-российских краях. Промежуточный виток эволюции от грузового ВЛ60 до современного (который массово пасётся в Россоши) ЭП1М.

«
ВЛ65-045 на ст. Лена» на
Яндекс.Фотках
Однопутный БАМ выглядит примерно так в разбитое заднее окошко пригородного вагона. Видна полоса под будущий второй путь. Деревянные шпалы, запах креозота. рельсы по 25 метров, стук колёс... Всё как нужно, всё как правильно...

«
БАМ» на
Яндекс.Фотках
Учебные пособия на станции Лена: тормозная система полувагона.

«
Ст. Лена» на
Яндекс.Фотках
Водонапорная башня на станции Тайшет. Явно заброшена.

«
ст. Лена» на
Яндекс.Фотках
А вот почти такая же на Иланской. Заодно с памятником борцам за Советскую власть в 1918 году.

«
ст. Иланская» на
Яндекс.Фотках
А вот эта башенка характерной архитектуры. На Транссибе почти все уцелевшие были в таком стиле. Кстати, это весьма характерно: дороги строились в одном стиле, никакого разнобоя...

«
ст. Иланская» на
Яндекс.Фотках
Отвлекусь чуть: проводница мыла полы. Нам скучно, смотрим, у неё бутылка плавает в ведре. Спросили, зачем. Она нас заглумила, что мы таких вещей не знаем. Затем сказала, что для того же наливает чай в стаканы с уже опущенной туда ложкой.

«
Бутылка в ведре )» на
Яндекс.Фотках
Северобайкальск. Город строили ленинградцы, потому и названия улиц, и кораблик сверху на памятнике, и сам вокзал какой-то корабельный.

«
Северобайкальск» на
Яндекс.Фотках
Недалеко от вокзала в кустах стоит П36. Что удивительно, ибо на новом БАМе никогда паровозы не ходили. Притащили бедолагу, и вот он тихонько ржавеет. Без дышел, но хоть покрашен.

«
П36-0096» на
Яндекс.Фотках
Обходной путь тоннеля. БАМ идёт по горной местности, потому он и был такой сложный для строительства. Но пока тоннели строились, работал обходной путь. Они для более низких скоростей, более длинный, с крутыми уклонами... но как временная замена, годился. Иногда временная замена была надолго, как в случае Северомуйского тоннеля...

«
Обходной путь тоннеля» на
Яндекс.Фотках
Но иногда обходной путь оказывается не нужным, тогда рельсы снимают. остаётся автодорога. Не шучу, в местном болоте она именно для машин и используется. Кстати, о болоте: точки в кадре - это кровососущая мошка. Жуткие звери...

«
Обходной путь Кодарского тоннеля» на
Яндекс.Фотках
Над тоннелем характерная буква М. Строили московские метростроевцы!

«
Тоннель, построенный метростроевцами» на
Яндекс.Фотках
До Новой Чары довозит уже тепловоз 2ТЭ10. Когда в Таксимо его прицепили, в вагоне это очень быстро почувствовалось, мы ехали вторыми за тепловозом.

«
2ТЭ10, ст. Новая Чара» на
Яндекс.Фотках
Точно такие же тепловозы, но половинками, таскают пригородные поезда по БАМу. Вот интерьер пригородного.

Старый плацкартный вагон. С деревянной (!) обшивкой багажных полок. И вот такой монстр тащит один вагон по БАМу. Представляете, какая экономическая целесообразность? Но видать она в чём-то есть, раз не закупили РА2... Например, чтобы в депо не обслуживать разные типы подвижного состава.

«
Пригородный вагон на БАМе» на
Яндекс.Фотках
О разных типах. Видел эту зверь-машину на Щербинке в 2009. А теперь - надо ж, работает, не выставочный экземпляр!

«
Дефектоскоп-путемер "Север", ст. Новая Чара» на
Яндекс.Фотках
Памятник. Тепловоз ТЭ3 на станции Новая Чара. Кстати, об их депо. Точнее, столовой депо. Как там вкусно кормят! Хлеб режут огромными кусищами, не жалея. А компот! Я три стакана выпил...
Ну... При этом конечно я три недели бегал по горам, но это вовсе не умаляет достоинств столовки!

«
ТЭ3, ст. Новая Чара» на
Яндекс.Фотках
Макет вокзала Новой Чары. Строили казахи, потому вышло нечто юртоподобное. Внутри вокзальчик небольшой, чистый, с бесплатными туалетами, тоже чистыми, и общительной охраной.

«
Макет вокзала ст. Новая Чара» на
Яндекс.Фотках
А вообще станции на БАМе такие. В чистом поле, точнее, чистых горах, стоит одинокая станция, а вернее, разъезд. Кругом - ничего. Совсем. Жилья нет. Дороги - ну, бывает, что и есть. Электричество есть. Дежурный по станции есть. Дело в том, что при проектировании БАМа было заложено расстояние меж станциями не более 50 км. Ну и наверное рассчитывали, что потом, в будущем, здесь будет жить много людей...
Вообще, частота следования поездов по БАМу потрясает. В плохом смысле. Их просто нет, и это при том, что Транссиб забит. Почему?

«
ст. Кодар» на
Яндекс.Фотках
А так эти станции позволяют разъехаться поездам. Ну и подбирают вышедших на них людей. Нас, например.

И потому хорошо, что они есть!

«
ст. Кодар» на
Яндекс.Фотках
С краеведческого музея, радостный момент стыковки БАМа. Вот только стыковка была неполной. Северомуский тоннель ещё не был достроен, его пустили аж в 2003, обход его тоже не был сделан, первых пассажиров переводили автобусами... А затем 90-е, знаменитое "БАМ - дорога в никуда", приложились ещё скептические высказывание популярного реформатора Егора Гайдара... Дорога до сих пор переживает последствия этого высказывания... Ведь города на ней только магистралью и живут.

«
Краеведческий музей» на
Яндекс.Фотках