Оказывается Станюкович, помимо широко известных морских рассказов и повестей, писал и на тему ж.д.
Поскольку в свое время работал в правлении Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, а затем в обществе Волго-Донской железной дороги и пароходства по реке Дону и Азовскому морю.
Три рассказа "Русские американцы. Мои беседы, в вагонах и на станциях железных дорог":
Константин Михайлович Станюкович. Избранные произведения. Полный текст книги. Читать онлайн. Скачать FB2 и EPUB. В книгу избранных произведений русского писателя К. М. Станюковича вошли морские рассказы и повести («Грозный адмирал», «В шторм», «Максимка» и др.), очерки и рассказы («Из воспоминаний сельского учителя», «Петербургские карьеры», «Бесшабашный»), статьи и фельетоны («Русские американцы», «Очерки общественной жизни», «Фантастический сон в летнюю ночь»).
// ruslit.traumlibrary.net
В ожидании прибытия перекрестного поезда, в одном из соединительных пунктов, сошелся я, за стаканом чаю, с господином, который оказался подрядчиком третьей руки по железным дорогам. После нескольких общих мест я обратился к нему с вопросом:
– А вы чем изволите заниматься на железной дороге?
– Чем я занимаюсь? – переспросил он каким-то грустным тоном. – Да подрядцами тоже занимаюсь, так себе, маклачу помаленьку, только дело-то пока всё дрянное… Как-то плохо спорится, – прибавил он не без горечи. – Смолоду, батюшка, не тому учили. Ну, и жизнь потрепала не с той стороны. Словом: existance manquée!
– Какими же подрядами занимаетесь?
– Мелочь! Прошлый год дрова ставил. Нынешний – песок возил.
– И выгодно?
– А то как же?.. Из-за чего же я работаю?.. Мы, батинька, реалисты и любим реальное…
– Ну, а бывает, однако, что и подрядчики прогорают, хоть и реалисты.
– Бывает, это верно! И я с песком чуть было в пропасть с обрыва не слетел, но, нашелся – и удержался. Балансировка!
– Как же это так?
– А вот как. Взял я, сударь мой, подрядец, возить песок для балласта. Взял хорошо, по пяти рублей с кубика, машинная возка от общества – словом, обладил дело аккуратно. Рабочие заготовлены, цену плачу́ хорошую, по сорок копеек человеку в день, дело на мази, жду только паровоза и платформ. Ну-с, что же вы думаете? Чёрт их знает, ка́к и почему, только проходит день, проходит два, проходит и неделя – нельзя начинать работы. Смекнул я, сударь мой, вижу, что этак, что называется, в трубу норовлю прямо: четыреста человек рабочих на лицо; и по сорок копеек в день им плати, хоть они для дела совсем бесполезны… А не заплатишь – разбегутся; поди после собирай их да умасливай!
– А отпустить их?
– Отпустить?! Что вы, отец родной! Да тогда еще пуще поплачешься. Придет время, понадобятся они – не найдешь!? Нет-с, тут надо было другую механику подвести.
– Что же вы выдумали?..
– Прожил я этак две недели – что делать? – да потом, как стал работать и нагрел рабу божию компанию: кубик песочку, кубик песочку – да кубик глинки; кубик песочку, кубик песочку – да кубик глинки… Таким-то вот образом треть глины за песочек и сдал; да кроме того, насыпано было три тысячи кубиков, а показано пять. Хе! хе! хе!.. Да еще это не всё-с. Весна подоспела, полотно-то стало садиться… Туда, сюда… Глядишь: еще добавочный песочек возил уж по шести рублей с кубика! А не огрей я этих жидов, кто бы мне убыток мой наверстал?
– И много барыша получили?
– Мелочь! Тысчонок десять в лето заработал… Ну, а всё лучше, чем убыток… Теперь думаю на земляной работе себя попытать.
– Подходящее дело?
– Да такое подходящее, что при удаче можно легенький капиталец, с полсотняги тысяч, набить!.. Да, батюшка, совершенными американцами мы делаемся…