«Nonetheless, Seaborg duly reported that, according to the labs, the easiest high-yield bomb they could produce would be a scaled-up Mark 41, which would weigh (in the latest estimate) 35,000 pounds, with a 70-inch diameter, a length of 305 inches, and a yield of 50 megatons (but perhaps up to 65 megatons).»
Разработчик: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» (г. Снежинск Челябинской обл.).
Период разработки - 1955 - 1957 гг.
Главный конструктор - К.И.Щёлкин.
Применение - с самолётов Ту-16, Ту-95 и Ту-22.
Принята на вооружение - в 1958 г.
На вооружении - до 1972 г.
Тяжёлая авиабомба первого поколения. Относилась к классу стратегического ядерного оружия - большого по мощности и крупного по габаритам.
Первая советская водородная авиабомба, освоенная серийным производством и принятая на вооружение стратегической авиации.
Реактивный тяжелый бомбардировщик 3М, он же 201М (открытка № 8, художник Викторов), конструкции ОКБ Владимира Мясищева появился в 1956 году и стал ответом на американские «бомберы» B‑52 Stratofortress («Стратегическая крепость»). Он мог принимать на борт до 24 т бомб, включая одну термоядерную авиабомбу массой 4 т или пару двухтонных.
Стратегическое оружие ВВС так же требовало совершенствования, поэтому на замену тяжелым бомбам мегатонного класса в начале 1980-х гг. была разработана новая — той же мощности, но существенно меньших габаритов:
Диаметр уменьшился вдвое, масса — впятеро, длина — примерно в полтора раза.
Источник: Материалы музея ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИТФ. — 2009 / Просмотр издания // Электронная библиотека /// История Росатома
Фундаментальным достижением технологии ядерных испытаний в атмосфере явилась фактическая возможность проведения натурных взрывов оружия беспрецедентной разрушительной силы при минимальных уровнях воздействия на окружающую среду. По мере накопления информации и опыта проведения работ в технологии ядерных испытаний постоянно ожесточались требования к их безопасности. Ограничения мощности и числа наземных и надводных взрывов, принятие специальных мер в конструкциях ядерных зарядов для уменьшения наработки радиоактивности, оптимальная высота их подрыва явились важнейшим вкладом в обеспечение безопасности испытаний.
Источник: Журнал АТОМ №46 2010 - Научная электронная библиотека
С начала создания двухстадийных ЯЗ (РДС- 37; опыт 29.11.55) ряд испытаний вторичных модулей проводился на неполную мощность. Достаточно сказать, что уже в период 1956-1958 гг. в семи испытаниях вторичный модуль испытывался на неполную мощность. При этом использовались различные способы снижения энерговыделения.
Источник: Ядерные испытания СССР. Т. 3. — 2000 / Просмотр издания // Электронная библиотека /// История Росатома
Результаты испытаний позволили развернуть работы по двум основным направлениям:
– создание зарядов промышленного назначения с минимальным загрязнением местности продуктами радиоактивного распада;
– создание зарядов с повышенной проникающей радиацией.
Для любого пользователя какого-либо устройства, самым лучшим является такое, которое исправно выполняет свои функции и в процессе эксплуатации не требует от потребителя особых умственных или физических затрат. Вот и ядерный заряд для мирного использования тоже, в идеале, к применению должен быть полностью подготовленным на заводе-изготовителе. А для использования по прямому назначению, его достаточно было бы доставить к месту испытания.
Если исходить из этой концепции, газообразный дейтерий необходимо закачивать в заряд на заводе. А дальше, в течение какого-либо неопределенного времени, заряд должен храниться и транспортироваться к месту использования. Такие условия эксплуатации заряда предъявляли к его конструкции соответственно и требования по обеспечению ее длительной прочности. Вопросы, связанные с продолжительностью хранения конструкции, находящейся под высоким давлением изотопов водорода, контролем давления и безопасностью эксплуатации, потребовали проведения длительных исследовательских работ.
Особое место было отведено изучению несущей способности и поведения сварных швов под воздействием водорода при высоком давлении. Проведен был поиск, разработка и внедрение методик, позволивших устанавливать для конструкций пороговые значения давлений изотопов водорода (Р1, Р2, Р3).
Источник: https://elib.biblioatom.ru/text/.../p141/