Проект перспективного плана Минфина РФ на 2005-2007гг.
РБК:
Минфин РФ внес в правительство основные параметры федерального бюджета на 2005г., сообщил РБК источник в правительстве. Согласно документу, доходы в 2005г. запланированы в размере 3 трлн 103 млрд 266,5 млн руб. (17,2% ВВП), расходы - 2 трлн 916 млрд 253,4 млн руб. (16,1% ВВП). Профицит бюджета по расчетам составит 187 млрд 13,1 млн руб. (1% ВВП).
В Стабилизационный фонд в 2005г. планируется направить 267 млрд 671,9 млн руб., и на конец 2005г. объем Стабилизационного фонда должен составить 512 млрд 214,2 млн руб.
Профицит федерального бюджета по итогам 2004г. ожидается на уровне 378 млрд 349 млн руб., или 2,4% ВВП. Такие данные содержатся в проекте перспективного финансового плана на 2005-2007гг., внесенном Минфином в правительство.
Доходы по итогам года прогнозируются в размере 3 трлн 029 млрд 117,1 млн руб., или 19,3% ВВП, расходы - 2 трлн 650 млрд 768,1 млн руб., или 16,9% ВВП. Напомним, что законом о федеральном бюджете на 2004г. утверждены доходы в размере 2 трлн 742 млрд 850,4 млн руб., или 17,9% ВВП, расходы - 2 трлн 659 млрд 447 млн руб., или 17,4% ВВП, профицит - 83 млрд 403,4 млн руб., или 0,5% ВВП.
Минфин с 2005г. планирует начать использование средств Стабилизационного фонда. Как отмечается в проекте перспективного финансового плана на 2005-2007гг., в 2005-2007гг. сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета будет складываться с дефицитом соответственно 91,6 млрд, 40,6 и 74,8 млрд руб.
В условиях ограниченных возможностей по привлечению внутренних и внешних займов, неопределенности на международных рынках капитала, одним из способов покрытия рисков, связанных с неблагоприятным развитием событий на рынке внутренних и внешних заимствований, а также поддержания непроцентных расходов на необходимом уровне является использование на погашение внешнего госдолга средств Стабилизационного фонда сверх "неприкасаемого предела" в 500 млрд руб.
В этой связи в 2005-2007гг. часть прироста средств фонда в объемах несбалансированности по источникам финансирования дефицита федерального бюджета будет направлена на эти цели. Согласно закону о федеральном бюджете на 2004г. стабилизационный фонд прогнозировался в размере 189 млрд 400 млн руб., в том числе дополнительные доходы - 83,4 млрд руб., входящий остаток (на 1 января 2004г.) - 106 млрд руб.
Напомним, формирование Стабилизационного фонда РФ началось с 1 января 2004г. Цель его создания - снижение зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В фонд направляется "сверхприбыль", полученная от высоких цен на нефть.
Стабилизационный фонд по итогам 2004г. ожидается в размере 417 млрд 061,5 млн руб. В том числе дополнительные доходы - 311 млрд 061,2 млн руб., входящий остаток - 106 млрд руб.).
Как сообщалось ранее, консолидированный бюджет РФ за январь-апрель 2004г. исполнен с профицитом в 266 млрд 947 млн 628 тыс. руб. Доходы сложились в сумме 1 трлн 557 млрд 487 млн 103 тыс. руб., расходы - 1 трлн 290 млрд 539 млн 475 тыс. руб.
Профицит федерального бюджета за январь-апрель составил 169 млрд 790 млн 516 тыс. руб. Доходы федерального бюджета сложились в сумме 964 млрд 682 млн 619 тыс. руб, расходы - 794 млрд 892 млн 103 тыс. руб.
Профицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 97 млрд 157 млн 112 тыс. руб., доходы - 714 млрд 184 млн 433 тыс. руб., расходы - 617 млрд 027 млн 321 тыс. руб. Расходы консолидированного бюджета РФ на государственное управление и местное самоуправление в январе-апреле 2004г. составили 61 млрд 094 млн 361тыс. руб.
Планируемая сумма поступлений в федеральный бюджет в 2005-2007гг. от приватизации федерального имущества составит 46 млрд. руб, 47,8 млрд, 48,2 млрд руб. соответственно и исключает доходы, полученные от продажи пакетов акций акционерных обществ, от продажи земельных участков, находящихся в государственной и федеральной собственности и права на заключение договоров их аренды.
Как отмечается в документе, в 2004-2006гг. к приватизации будет предложено все федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций государства. В результате, к 2007г. в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск уникальной продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, или являющиеся объектами инфраструктуры федерального значения, действующими в неконкурентном секторе экономики.
Обеспечить поступления в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества в 205-2007гг. предполагается за счет продажи 3-4 пакетов акций крупных ОАО, определяемых при формировании прогнозного плана приватизации федерального имущества на очередной год.
Что касается компенсационных выплат по дореформенным сбережениям граждан, то в 2005г. они запланированы в размере 30 млрд руб., что на 20% превышает объем средств, направляемых на эти цели в 2004г.
Это позволит произвести компенсации выплат владельцам вкладов в учреждениях Сбербанка России и взносов в Росгосстрах по 1934 год рождения включительно, а также их наследникам без ограничения возраста. Кроме того, будут осуществлены выплаты предварительной компенсации гражданам старших возрастных групп. В последующие годы предполагается ежегодное увеличение средств на эти цели в размере не менее 5 млрд руб.
В 2005г. на погашение задолженности по векселям Минфина планируется направить 3,3 млр руб. против 3,9 млрд руб. в 2004г. В 2006г. будет полностью завершено погашение по векселям Минфина России.
Также Минфин планирует в 2005г. привлечь 210,4 млрд руб. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, погашение выпусков государственных ценных бумаг запланировано в размере 85,8 млрд руб.
На 2006г. запланировано разместить государственные ценные бумаги на внутреннем рынке в объеме 220,4 млрд руб. при погашении 89,8 млрд руб, а в 2007г. соответственно 240,4 млрд и 95 млрд руб.
Чистое сальдо по привлечению за счет государственных ценных бумаг в 2005г. составит 124,6 млрд руб., в 2006 - 130,6, в 2007г. - 145,4 млрд руб. При этом, по видам госбумаг запланировано привлечение и погашение в 2005г. соответственно по ГКО - 16,4 и 14,5 млрд руб., ОФЗ-ФК - 73,3 и 44 млрд руб., ОФЗ-АД - 70,8 и 26,1 млрд руб. Объем займов в форме ГСО составит 50 млрд руб., погашение ОФЗ-ПД достигнет 1,2 млрд руб.
При планируемой доходности по краткосрочным облигациям (до 1 года) до 6% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - 7-10%, Минфин планирует в 2005г. разместить по номиналу ГКО на 18 - 20 млрд руб., ОФЗ - на 258-160 млрд руб. и ГСО - на 53-55 млрд руб.
Таким образом, на среднесрочные и долгосрочные заимствования в 2005г. будет приходиться около 92% от запланированного объема заимствований. Объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2006г. составит более 600 млрд руб. При это доля среднесрочных и долгосрочных инструментов составит более 90% объема рынка В целом сальдо по государственному внутреннему долгу в 2005г. составит 89,4 млрд руб. с учетом выполнения иных долговых обязательств государства.
Профицит федерального бюджета в 2006г. по расчетам составит 28 млрд 402 млн руб., или 0,1% ВВП. Согласно документу, доходы в 2006г. запланированы в размере 3 трлн 304 млрд 175,5 млн руб.или 16% ВВП, расходы - 3 трлн 275 млрд 773,5 млн руб., или 15,9% ВВП.
Доходы в 2007г. запланированы в размере 3 трлн 598 млрд 041,4 млн руб., 15,3% ВВП, расходы - 3 трлн 523 млрд 269,1 млн руб., или 15% ВВП. Профицит бюджета по расчетам составит 74 млрд 772,3 млн руб., или 0,3% ВВП.
Объем выпуска еврооблигационного займа РФ на 2005г. запланирован в размере до 2,5 млрд долл. При этом в документе подчеркивается, что осуществление заимствований на внешнем рынке в 2005г. путем выпуска еврооблигаций будет зависеть от складывающейся рыночной конъюнктуры.
В 2006г. и 2007г. выпуск еврооблигаций планируется также в объеме до 2,5 млрд долл. ежегодно.
Напомним, что в на текущий год правительство также предусматривало право внешних заимствований в виде эмиссии еврооблигаций на сумму до 3 млрд долл.. Однако, как ранее сообщил зампредседателя правительства А.Жуков, в этом году Россия прибегать к этому инструменту не будет.