Образование инженеров в СССР/РФ

 
1 2 3 4 5 6 7 8
US Машинист #12.04.2009 08:30
+
-
edit
 
Господа/товарищи,
Расскажите, пожалуйста, что сабж из себя представляет. В основном интересует образование инженеров-механиков (машиностроителей?) То есть: длительность (часов в неделю,недель в семестре, семестров в степени бакалавра), какие предметы, структура занятий, сложно ли поступить, много ли народу вылетает, как выглядят экзамены и из чего состоит конечная оценка, стоимость, в общем всё :) Интересно было бы сравнить с американским.
 7.07.0
RU Владимир Малюх #12.04.2009 08:49
+
-
edit
 
Чтобы долго не растекаться - в моем родном НГТУ (в мою бытность студентом НЭТИ) учебные планы доступны он-лайн, например





Исходная страничка с выброром по специальностям Портал НГТУ | Обучение | Учебный процесс
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
RU Alex 129 #12.04.2009 15:46  @Машинист#12.04.2009 08:30
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Машинист> Расскажите, пожалуйста, что сабж из себя представляет. В основном интересует образование инженеров-механиков (машиностроителей?)

Ну про нынешнюю систему не скажу, а про советские времена могу. Про 1980-е гг устроит?
Всему есть своя причина  6.06.0
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал


Учебные планы

Creates a banner frame on the top, menu frame on the left, and main frame on the right. Hyperlinks in the banner frame are targeted to the menu frame.

// hoster.bmstu.ru
 



Это для Бауманки. Машиностроительные факультеты: МТ, РК, СМ, Э.
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
US Машинист #13.04.2009 00:22  @Alex 129#12.04.2009 15:46
+
-
edit
 
A.1.> Ну про нынешнюю систему не скажу, а про советские времена могу. Про 1980-е гг устроит?
Да.
 7.07.0
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
Kernel3> Учебные планы

Физо 8 семестров?? Да они одурели! :dragon_walk::)
 3.0.73.0.7
RU Владимир Малюх #13.04.2009 07:43  @Alex 129#12.04.2009 15:46
+
-
edit
 
A.1.> Ну про нынешнюю систему не скажу, а про советские времена могу. Про 1980-е гг устроит?

На форуме материться не разрешают :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
RU Владимир Малюх #13.04.2009 07:45  @carlos#13.04.2009 00:34
+
-
edit
 
carlos> Физо 8 семестров?? Да они одурели! :dragon_walk::)

А как насчет 10 семестров вот этой дури:

История КПСС (2)
Марксистско-ленинская философия (2)
Политэкономика капитализама (2)
Политэкономика социализма (2)
Научный (!!!) коммунизм (2)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

carlos> Физо 8 семестров?? Да они одурели! :dragon_walk::)

О, а я и не заметил :) И валеология ещё! :staya_slonov:
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
Kernel3> О, а я и не заметил :) И валеология ещё!

А я и не знал что это такое, хорошо хоть о латиноамериканских танцах не подумал, исходя из знаний А-базы :)
 7.07.0

Kernel3

аксакал

Kernel3>> О, а я и не заметил :) И валеология ещё!
Iltg> А я и не знал что это такое, хорошо хоть о латиноамериканских танцах не подумал :)

Я тоже не знал :F Полезно читать новые учебные планы, ага :F
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  
+
-
edit
 

carlos

опытный
★☆
Валеология, если верить супруге - это наука о здоровом образе жЫзни. Лабы по валеологии - по ее словам - заключались в походах всей группой "на горку". Естественно, в часы предписанные учебным планом и расписанием занятий.
 3.0.73.0.7
RU Alex 129 #14.04.2009 12:17  @Владимир Малюх#13.04.2009 07:45
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
В.М.> А как насчет 10 семестров вот этой дури:
В.М.> История КПСС (2)
В.М.> Марксистско-ленинская философия (2)
В.М.> Политэкономика капитализама (2)
В.М.> Политэкономика социализма (2)
В.М.> Научный (!!!) коммунизм (2)

Ну политэкономика у нас была общая... :F
Еще "Теорию общества" забыл.
А! - и "Советское право"! :)



A.1.> Ну про нынешнюю систему не скажу, а про советские времена могу. Про 1980-е гг устроит?
В.М.> На форуме материться не разрешают :)

Ну лично у меня от учебы остались вполне хорошие впечатления - за исключением вышеперечисленного сонма "общественно-политических наук" (ну это издержки времени), и отдельных субьективных моментов в виде преподавателя начерталки-отставного полковника. А вообще профессионализм преподавательского состава у нас был высокий (даже в таких традиционно "странных" предметах как физкультура и военка :D ) - чем отчасти компенсировалась прямо скажем убогая материально-техническая база моего вуза.
Всему есть своя причина  6.06.0
RU Alex 129 #14.04.2009 13:22  @Машинист#12.04.2009 08:30
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Машинист> инженеров-механиков (машиностроителей)
Машинист> То есть: длительность (часов в неделю,недель в семестре, семестров в степени бакалавра), какие предметы, структура занятий

Ну тут вам ссылок по сабжу накидали достаточно, вряд ли имеет смысл что то уточнять?



Машинист> сложно ли поступить,

Если в технические вузы на машиностроительные специальности в советские времена - в общем нет, достаточно было подготовки на уровне средней успеваемости в школе. Было развито репетиторство перед поступлением в вуз (как побочный заработок вузовских преподавателей) - но ИМХО оно в основном исправляло косяки в школьном образовании у тех кому не повезло со школой и школьными учителями.

В 80-е годы вступительный конкурс на такие специальности был в районе 2-3 человек на место.
По сути он таким остался и сейчас Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет (правда в середине 90-х было падение до символических "полтора человека на место") - в 2000-х он опять дотянул до советского уровня (и в силу того что до недавнего времени вуз был способом отмазки от армии, так и в силу некоторого повышения престижности высшего образования как такового в глазах общества).

Причина такого уровня - падение престижа инженерной профессии в СССР начиная примерно с 70-х годов, еще большее падении оного в годы активного построения нашего неразвитого капитализма (в 1990-е годы в общественном сознании: инженер=нищий дурак), сейчас идут либо отдельные энтузиасты (в основном из провинции), либо те кто не надеется (по той или иной причине) попасть на понтовые специальности финансово-экономического характера (а руками работать не хочется). Можете по ссылке посмотреть соотношение платных мест к бюджетным скажем на машиностроительных факультетах питерского Политеха и на специальностях типа экономики и прочего PR - очень наглядно. Т.е. вуз может и хотел бы сделать платными места по "чисто" машиностроительным специальностям - только кто на них тогда пойдет? (и зачем пойдет - платить кучу денег за учебу, что бы потом прийти на завод и получать макс. 20 тыс.?). Да и собственно многие платные места на технических факультетах заняты т.н. целевиками, т.е. теми кому учебу оплатили предприятия (с последующей отработкой на оных разумеется).


Машинист> много ли народу вылетает,

В советские времена много поступало - потому много и вылетало (было исходно большое количество мест - в крупных вузах на каждую специальность на 1 курсе формировали по 3-4-5 групп по 25-30 чел.). Соот. попадало много абсолютно случайных людей - которые в основном отсеивались к концу 1 курса (в силу уровня подготовки или отношения к учебе как таковой), и отдельные товарищи - самое позднее к 3 курсу.
Я учился в небольшом вузе, у нас по моей специальности было две группы ~ 60 чел, к выпуску дожили человек 25. По специальности - сейчас работаю только я один (и то - пока...?).

Но то была другая жизнь, а теперь даже в крупных вузах выпуск по каждой специальности человек 7-10 вполне в норме вещей.
Разумеется и прием стал намного меньше - я вон смотрю по ссылке на прошлогоднее количество абитуриентов почти родного мне Физмета (где я проучился некоторое время) - 133 чел на весь факультет - а в 1984-лысом году только по моей одной специальности приняли человек 80.


Машинист> как выглядят экзамены

В смысле? :)



Машинист> стоимость


Всему есть своя причина  6.06.0
Это сообщение редактировалось 14.04.2009 в 13:32
RU Ведмедь #14.04.2009 13:30  @Alex 129#14.04.2009 13:22
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
A.1.> В советские времена много поступало - потому много и вылетало (было исходно большое количество мест - в крупных вузах на каждую специальность на 1 курсе формировали по 3-4-5 групп по 25-30 чел.).

1986 год, Челябинский политехнический институт им. Ленинского Комсосмола, автотракторный факультет, специальность 0534 "Колесные и гусеничные машины". Поступило 125 человек, по результатам первого семестра отсеялось 25 :)
 
RU Alex 129 #14.04.2009 13:43  @Ведмедь#14.04.2009 13:30
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Ведмедь> Поступило 125 человек, по результатам первого семестра отсеялось 25 :)

Когда я в те былинные годы поступал в Политех, то была на Физмете СПбГПУ: Факультет технологии и исследования материалов самая загонная специльность - литейное производство. Туда пошли только те кому не хватило баллов пройти конкурс в сталеплавильщики, прокатчики или металловеды - и все равно там оставались свободные места (причем очень много). Тогда притащили откуда то из Казахстана толпу золотомедалистов из тамошних техникумов и ПТУ (ну типа в порядке подготовки нац.кадров) и по какой то упрощенной процедуре зачислили (то ли меньше экзаменов у них было, то ли им медали зачли, то ли что еще) - в общем к концу 1 курса их вылетело 2/3 (при том что их откровенно тянули за уши и на многое закрывали глаза).
Всему есть своя причина  6.06.0
RU Ведмедь #14.04.2009 14:08  @Alex 129#14.04.2009 13:43
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Ведмедь>> Поступило 125 человек, по результатам первого семестра отсеялось 25 :)
A.1.> Когда я в те былинные годы поступал в Политех, то была на Физмете СПбГПУ: Факультет технологии и исследования материалов самая загонная специльность - литейное производство. Туда пошли только те кому не хватило баллов пройти конкурс

У нас та же фигня - самый непопулярный факультет был металлургический, а литейка - самая распоследняя на нём специальность. И народ там был все сплошь суровый, и брали чуть ли не без экзаменов :)
А вот национальные кадры облюбовали специальности "Автомобильный транспорт" & "Автомобили и автомобильное хозяйство" - патамушта человек, осиливший их невероятно сложную программу в суровом северном городе, получал очень много бонусов :)
 
RU marata #14.04.2009 18:39  @Ведмедь#14.04.2009 13:30
+
-
edit
 

marata

Вахтер форумный
★★
Ведмедь> ... Поступило 125 человек, по результатам первого семестра отсеялось 25 :)

В моей "политической программе - Военная реформа в России [2] [marata#17.03.09 20:17] " точно такой же подход и к преподавателям ВУЗов. Какая разница сколько у них студентов? Главное сколько к ним пришло в первый год обучения ;)
 3.0.83.0.8
US Машинист #16.04.2009 08:39  @Alex 129#14.04.2009 13:22
+
-
edit
 
A.1.> Ну тут вам ссылок по сабжу накидали достаточно, вряд ли имеет смысл что то уточнять?
Ну, некоторые моменты...
Например, в учебном графике написано общее число часов по предмету (100-200), лекции, и практика. Но лекции и практика вместе до общего числа не дотягивают. Что входит в остальные часы? Самостоятельная работа?
Вообще, в среднем в день примерно сколько часов занятий выходит (лекции и лабы)?
Машинист>> как выглядят экзамены
A.1.> В смысле? :)
Письменные, устные, и то и другое? Один экзамен в конце семестра или есть промежуточные зачёты? Оценка определяется только на основе экзамена?

Впечатление пока такое, что учебная нагрузка в российских вузах выше американских, и специализация более узкая. К примеру, мой универ - один из крупнейших в регионе, а инженерных специальностей всего только: механика, индустриальный инженеринг (оптимизация производства), материаловедение, физика инженерного дела, биоинженерное дело, архитектура/строительство, электроника, химия. Есть подспециальности (металлургия, автоматические системы, теплотехника, ...), но они отличаются только несколькими предметами.
 7.07.0
RU Alex 129 #16.04.2009 10:34  @Машинист#16.04.2009 08:39
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Машинист> Но лекции и практика вместе до общего числа не дотягивают. Что входит в остальные часы? Самостоятельная работа?

А конкретную ссылку можно, иначе затрудняюсь что то сказать.
В принципе в часы обычно входят лекции, практические занятия и лабораторные работы. Самостоятельная работа как таковая ИМХО никак не учитывается.


Машинист> Вообще, в среднем в день примерно сколько часов занятий выходит (лекции и лабы)?

Обычно 3-4 "пары" (т.е. 6-8 академических часов Академический час — БСЭ — Яндекс.Словари) в день при 6 днях в неделю.



Машинист> как выглядят экзамены
Машинист> Письменные, устные, и то и другое? Один экзамен в конце семестра или есть промежуточные зачёты? Оценка определяется только на основе экзамена?

После каждого семестра зачетная неделя и сессия (экзамены).
По отдельным предметам (обычно вспомогательного характера - что нибудь типа "Охрана труда и промышленная безопасность") ставится только зачет (т.е. без оценки: сдал/не сдал) - в приложении к диплому так и пишется "Такой то предмет - зачет".
Принцип сдачи зачета - либо выполнение набора неких требований (например сделать и сдать по ходу семестра 5 лабораторных или контрольных работ), либо устное собеседование на зачетной неделе (ну или все вышеперечисленное вместе).


В остальных случаях зачет - это фактически допуск к экзамену (не сдал зачет по предмету - не допускаешься к экзамену по оному предмету в сессию). Принцип сдачи зачета в этом случае аналогичен вышеописанному. По ряду общеинженерных предметов типа ДМ и ПТУ, ТММ, а также по специальным (у нас например по нагреву и нагревательным устройствам) также необходимо сделать курсовую работу или проект (или оба сразу) - по ним также ставится зачет.

Экзамены устные - вытягиваешь билет, готовишься ...дцать минут, беседуешь с преподавателем и получаешь оценку т.с. не отходя от кассы. За экзамен ставится оценка.

Если предмет читается несколько семестров подряд - то каждый семестр по нему все равно проводится экзамен, а итоговая оценка в диплом идет обычно по результату последнего экзамена по предмету.
На последнем курсе проводится т.н. государственный экзамен по специальности - тоже с оценкой (помимо собственно последующей защиты дипломной работы).

P.S. Письменные экзамены были ИМХО только при поступлении в вуз (и то не по всем предметам) - например по математике: решаешь задачки, отдаешь свои писули экзаменатору - через несколько дней узнаешь оценку.


Машинист> Впечатление пока такое, что учебная нагрузка в российских вузах выше американских, и специализация более узкая.

Ну мне сложно судить про американскую - вот если бы посмотреть попредметно их программу по какой то одной (знакомой мне :) ) специальности (например по тем же механикам или металлургии) - тогда можно было бы оценить более конкретно.
Всему есть своя причина  6.06.0
US Владимир Малюх #16.04.2009 21:26  @Alex 129#14.04.2009 12:17
+
-
edit
 
В.М.>> На форуме материться не разрешают :)
A.1.> Ну лично у меня от учебы остались вполне хорошие впечатления - за исключением вышеперечисленного сонма "общественно-политических наук" (ну это издержки времени), и отдельных субьективных моментов в виде преподавателя начерталки-отставного полковника.

Да впечатлния от юности - как правило неплохие. Но системно - инженерное образование у нас с большими пробелами, как начнешь сравнивать со всякими немцами и прочими англичанами. Перебор с лишними предметами, недобор в части современных технологий, в мои годы - просто никакой например информатики и уж тем более САПР (и этоу инженров-то!). А ведь даже автокад существует с 1981 года, а я закончил в 89-м. Вот и имеем сейчас диркторов и главных инженеров, кто в этом - ни уха ни рыла. С иностранным языком и вообще с зарубежной технической литературой и периодикой - швах.

Лучше получалось там, где наряду со штатными преодами были совместители из фирм - но до конца это в практику не вошло. Вот и читают будущим авиаторам про плазово-шаблонный метод, а на деле так самолеты уж не строят лет 20..
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
PT MIKLE #16.04.2009 21:34  @Владимир Малюх#16.04.2009 21:26
+
-
edit
 

MIKLE

старожил
★☆
В.М.> А ведь даже автокад существует с 1981 года, а я закончил в 89-м. Вот и имеем сейчас диркторов и главных инженеров, кто в этом - ни уха ни рыла. С иностранным языком и вообще с зарубежной технической литературой и периодикой - швах.


имхо вы палку перегибаете.
отследить в такой инертной(во всём мире) весчи как образование-информационый бум 80-х 90-х и на этом основании пинать СССР за плохую подготовку ынженеров... но это я не знаю.

опятьже-ынжынеры кому надо сами выучили. а математиков-операторв ПК и програмиситов тогда готовили. и именно честно готовили, а нне как сейчас-менюшки в экселе открывать...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
US Машинист #16.04.2009 22:06  @Alex 129#16.04.2009 10:34
+
-
edit
 
A.1.> А конкретную ссылку можно, иначе затрудняюсь что то сказать.
Портал НГТУ | Обучение | Учебный процесс
A.1.> Ну мне сложно судить про американскую - вот если бы посмотреть попредметно их программу по какой то одной (знакомой мне :) ) специальности (например по тем же механикам или металлургии) - тогда можно было бы оценить более конкретно.
Вот наш учебный план - http://www.engr.pitt.edu/mems/.../me_integrated-schedule.pdf , я ему стараюсь следовать более-менее. Если в середину вставить 3 семестра стажировки (как я сделал) то получается что-то наподобие http://www.engr.pitt.edu/mems/.../curriculum/me_integrated-coop.pdf .
Каждый "кредит" = 1 час лекций в неделю. Лабы есть не по всем предметам, если есть, то около 3 часов в неделю. То есть, если брать 15 кредитов в семестр (в году 3 семестра, но летом большинство отдыхает или работает), то получается в районе 200-225 часов лекций в семестр. Больше 18 кредитов в семестр брать не рекомендуется, по крайней мере инженерам. Всё довольно гибко, порядок многих курсов можно менять.
 7.07.0
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
A.1.> Принцип сдачи зачета - либо выполнение набора неких требований (например сделать и сдать по ходу семестра 5 лабораторных или контрольных работ), либо устное собеседование на зачетной неделе (ну или все вышеперечисленное вместе).
A.1.> В остальных случаях зачет - это фактически допуск к экзамену (не сдал зачет по предмету - не допускаешься к экзамену по оному предмету в сессию).

...в некоторых местах некоторые (до половины) зачёты (а в сессию их может быть до десятка) - это тот же экзамен, вся разница, что сдаётся не в экзаменационную, а в зачётную сессию, и если завалишь - несколько проще пересдавать, и влияние несданного зачёта на шанс вылета немного меньше :)


A.1.> Экзамены устные - вытягиваешь билет, готовишься ...дцать минут, беседуешь с преподавателем и получаешь оценку т.с. не отходя от кассы. За экзамен ставится оценка.

"Экзамены бывают письменные и устные. Для немых - только письменные. Для неграмотных - только устные. Немые неграмотные принимаются на ФОПФ без экзаменов."
(с) рекламный буклет ФОПФ :)
Это, правда, про вступительные :)

Но и в сессию вовсе не обязательно только устные.

A.1.> Если предмет читается несколько семестров подряд - то каждый семестр по нему все равно проводится экзамен, а итоговая оценка в диплом идет обычно по результату последнего экзамена по предмету.

Э-э, тут по разному.
Иногда каждый семестр экзамен, иногда - через раз (осенний семестр - зачёт, весенний - экзамен), иногда более хитрые схемы.
Иногда - оч. редко - если курс годовой, экзамен только один, в конце года.


A.1.> На последнем курсе проводится т.н. государственный экзамен по специальности - тоже с оценкой (помимо собственно последующей защиты дипломной работы).

Помимо госа по специальности на последнем курсе местами есть еще один-два госа.
Напр., у нас - госы по математике и общей физике, всё на 3-м, зимой и летом.

Хотя в общем это, правда, не совсем инженерная специальность...


A.1.> P.S. Письменные экзамены были ИМХО только при поступлении в вуз (и то не по всем предметам)

Щаззз.
Первые три года каждую сессию по две-три штуки, два - самый минимум.

Причём у нас обычно экзамены по главным дисциплинам были двухступенчатыми: письменный часа на три + через 3-4 дня устный. На устном уже есть проверенные и оцененные работы письменного, итоговая оценка в зачётку ставится на устном с учётом письменной работы.
Да, наличие письменного экзамена не смягчало строгости устного - он отнюдь не был формальностью :) Единственно что сложно было получить итоговую оценку намного хуже, чем по письменной - так, если письменный на 5, но с теорией полный завал, уж 3 почти гарантировано было, а так, если письменный на 5, а в ответе на билет сильно "плаваешь" - ну, 4 почти всегда.

С другой стороны, получить итоговую оценку выше, чем за письменный экзамен, почти нереально.


Еще изредка за письменный экзамен считалась проводимая в семестр (да начала сессии, даже зачётной) большая общеинститутская контрольная - де-факто, тот же письменный экзамен, по подбору заданий, строгости проведения, масштабу и контролю.
Так мы ТФКП писали на 3-м курсе - еще в ноябре. Причём писалась контрольная в воскресенье - весь третий курс, как один человек, явка обязательна и всё такое :)

Да, и госы - кроме госа по специальности - так же, в две ступени.
 2.0.0.82.0.0.8
Это сообщение редактировалось 16.04.2009 в 22:20
US Владимир Малюх #16.04.2009 23:49  @MIKLE#16.04.2009 21:34
+
-
edit
 
MIKLE> имхо вы палку перегибаете.

Да? А по факту? Может СССР заинал в экспорте машиностроительной продукции немцев или японцев?

MIKLE> отследить в такой инертной(во всём мире) весчи как образование-информационый бум 80-х 90-х и на этом основании пинать СССР за плохую подготовку ынженеров... но это я не знаю.

Миша, я не только интрент читаю, но и, например, старые учебникии и учебные курсы изучаю. Иностранному языку учили уже 100 лет назад, вообще-то.

И чтобы интернет появился - должны были быть инженры, которые его сделают. Они учились не в 90-е..

MIKLE> опятьже-ынжынеры кому надо сами выучили.

Неправда. Без наставника - нифига не выучите..

MIKLE>а математиков-операторв ПК и програмиситов тогда готовили. и именно честно готовили,

Ха, честно... Тысячи "девочек" с факультетов АСУ, неспособные сами программку с простым циклом наисать.. Может они вам в 80-90 разработали кучу ОС, прикладухи, игрушек хотя бы? Где оно все? Редкие исключения тиа Терехова, Борковского или Пажитнова лишь добавляют контраста...

Одно только то, что разработчиков-программистов готовили из математиков - говрит о стеени онимания сути этой работы...
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru