Специально для
юных падаванов неофитов, открывших для себя гуманитарные науки - мнение о Революции и её соотношении с западной цивилизацией от гуманитария, причём самого что ни на есть "правильного", то есть английского и кембриджского
Шесть великих революций изменили западную традицию права в ходе
ее развития. Три из них — Русская, Французская и Американская — были
названы революциями самими их участниками, хотя в каждом случае слово
"революция" содержало различный смысл. Четвертая из них, Английская,
была впервые названа революцией тогда, когда она уже подходила к концу, в
1688—1689 гг. (Славная революция). Начальный же этап ее (1640—1660)
враги называли Великим мятежом, друзья — "восстановлением свободы";
второй этап (1660—1685) в то время называли Реставрацией, хотя некоторые
современные авторы называли его также революцией.
История Запада отмечена повторяющимися периодами мощных переворотов, когда
вся ранее существующая система политических, правовых, экономических, религиозных,
культурных и других общественных отношений, институтов, убеждений, ценностей,
целей свергалась в пользу установления новой. ... Каждый такой переворот
знаменовал фундаментальные перемены, стремительные перемены, насильственные
перемены, прочные перемены в общественной системе в целом.
Вполне допустимо применять слово "революция", невзирая на все
оскорбления, которым подверглось это слово, для обозначения таких
эпохальных периодов, особенно в свете коннотации насильственности, которая всегда
присутствует при разговоре о революциях последних двух столетий
(особенно Русской, Французской и Американской). Здесь имеется в виду не
законное принуждение, проводимое законным правительством через полицию
али армию, а незаконная сила, применяемая индивидами и группами людей
против власти. С точки зрения западной истории права особенно важно
признать, что в истории Запада периодически такая незаконная сила
применялась для свержения установленного порядка и что в конце концов люди,
пришедшие к власти в результате этого свержения, создавали новые прочные
системы правления и права. Система правления и права всех государств
Запада берет начало в такой революции.
Термин "революция" используется не только применительно к
начальным насильственным действиям, с помощью которых вводится новая система,
но также и применительно ко всему периоду, необходимому для укоренения
этой системы. Как подчеркнул Ойген Розеншток-Хюсси, требуется больше
одного поколения, чтобы сделать настоящую революцию.
Все перечисленные шесть великих революций были "тотальными" в том
смысле, что они создали не только новые формы правления, но и новые
структуры общественных и экономических отношений, новые структуры отношений
между церковью и государством и новые структуры права, а также новые
взгляды на общество, новые воззрения на историю и новые системы
универсальных ценностей и убеждений. "Переделка ("реформация") мира",
провозглашенная Папской революцией, имела место почти в каждой из
остальных революций.
Разумеется, значительная часть старого мира
сохранялась, а через какое-то время количество возвращенного старого даже
увеличивалось, но в каждой революции целое — сама парадигма — было
новым.
...
Старый закон отказывал и в другом смысле, он оказывался
неспособен вовремя откликнуться на перемены, происходившие в обществе.
Если
бы царское правительство ввело эффективную конституционную монархию
и перераспределило землю, если бы Бурбоны отделили церковь от
государства, отменили пережитки феодализма и разрешили создание
демократических институтов, если бы король Георг III даровал американским
колонистам все права своих английских подданных и в дополнение разрешил
им ввести демократические учреждения; если бы первые Стюарты приняли
верховенство парламента; если бы каноническое право в XV в поддалось
примирительству и другим обстоятельствам, толкавшим его к реформе; если
бы императоры и короли в XI в. вовремя отказались от своего главенства
над церковью, — словом, если бы все они могли предвидеть неизбежное
и произвести необходимые фундаментальные изменения в рамках
существующего правового порядка, тогда, наверное, революций можно
было бы избежать. Измениться вовремя — вот ключ к жизнеспособности
любой системы права, которая испытывает неодолимое давление
меняющихся обстоятельств.
Здесь, какие бы мы ни привели доказательства, многие испытают
сомнения и разочарование. Может быть, они скажут себе: "Модели,
правильность в истории, наверное, необходимы, хотя это выходит за пределы фактов,
потому что без них не было бы истории. Но разрывы не нужны и даже
неестественны. "Природа не совершает прыжков".
Даже если история Запада
и совершала иногда прыжки, как в Русскую революцию, Французскую
революцию и протестантскую Реформацию, все-таки сказать, что произошел
разрыв в преемственности в самой середине средних веков не только
неестественно, но и странно.
Во-первых, все национальные революции, начиная с XVI в., за
исключением Американской, были направлены отчасти против католической (в
России — русской православной) церкви, и все они перенесли большие
разделы канонического права из церкви в национальное государство, таким
образом секуляризуя их. Следовательно, при изучении правовых систем, как
церковных, так и светских, созданных в конце XI, в XII и XIII вв. под
влиянием Папской революции, следует иметь в виду, что многие элементы
этих систем постепенно перешли в светское право всех европейских госу-
дарств под влиянием национальных революций. В этом отношении
национальные революции носили интернациональный характер.
Во-вторых, все великие национальные революции Запада были также
по самой своей природе западными революциями. Каждая из них готовилась
в нескольких странах. Протестантская Реформация, прежде чем разразиться
в Германии, подготовлялась Уиклифом в Англии и Гусом в Богемии, а также
множеством активных реформаторских течений во всех странах Европы.
Пуританское движение в Англии не только основывалось на учении
швейцарского реформата Жана Кальвина, но и имело тесные связи с кальвинистскими
течениями в Голландии и других странах континента. Просвещение XVIII в.
было явлением общезападного масштаба; оно создало идеологическую основу
не только для Американской и Французской революций, но и для агитации
за радикальные перемены в Англии и других странах.
Русская революция
родилась внутри международного коммунистического движения, основанного
двумя немцами, а корни ее лежат в Парижской коммуне 1870 г.
Точно так же эти национальные революции, начавшись, немедленно
находили отклик в масштабе всего Запада. Непосредственной реакцией на
их начало были страх и враждебность — страх перед распространением
революционной заразы, враждебность к стране, являющейся ее переносчиком.
Наконец, лет через двадцать-тридцать, когда революция на своей родине уже
затихала, соседи принимали ее в смягченной форме. Так, после того как
утихла лютеровская Реформация в Германии, в Англии, Франции и других
странах появились абсолютные монархии с сильной государственной службой,
после спада пуританской революции в Англии на европейском материке в конце
1600-х — начале 1700-х гт. возникли конституционные монархии и
квазипарламентские учреждения, когда затихли Французская и Американская
революции, англичане в 1832 г. расширили контингент избирателей и включили
в него средний класс, а
после того как утихла революция в России, в
Западной Европе и США в 1930-х гт. появились правительства "социалистов"
или "нового курса".