Логос цитатос касательно темы подготовки бомбардировок Баку.
5 июля 1940 года в «Правде» вышла гневная передовая под названием «Документы, разоблачающие англо-французских и организаторов войны». К ней прилагались документы из пятой и шестой немецких «Белых книг», опубликованных полностью или в пересказе с цитатами. Тем самым подтверждались догадки советского руководства, которое весной этого года занималось усилением кавказского направления, особенно в плане ПВО и ВВС.
Ниже выборка по вопросам Баку:
Документы германской шестой «Белой книги»
ДОКУМЕНТ № 1
Берлин, 3 июля. (ТАСС). Первый документ шестой «Белой книги», переданный Германским информационным бюро, представляет собой телеграмму генерала Вейгана генералу Гамелену, главнокомандующему сухопутными войсками и начальнику генерального штаба обороны страны от 7 марта 1940 года. Телеграмма гласит: «Маршал авиации Митчелл, командующий авиацией на Среднем Востоке, который сегодня в сопровождении генерала Жоно на пути в Анкару прибыл в Бейрут, сообщил мне, что он получил из Лондона указания относительно приготовлений к возможной бомбардировке Баку и Батуми. Он сообщил о своем намерении просить разрешения у генерала Чакмака произвести разведку аэродромов, расположенных в Диарбекире, Эрзеруме, Карсе и… которые могли бы служить промежуточными авиационными базами, главной базой которых был бы Джезире. Маршал авиации Митчелл просил у меня разрешения на производство разведки аэродромов в Джезире, так как политическое положение Ирака, независимость которого признана, не позволяет без угрозы осложнений использовать аэродромы этой суверенной территории.
Я имею честь информировать вас, что я удовлетворил желание маршала авиации. Осмотр будет произведен в ближайшее время английскими и французскими офицерами, которые прибудут в штатской одежде. При этом будет создано впечатление, что речь идет об изучении нефтеносных пластов этого района.
Вейган».
ДОКУМЕНТ № 3.
Этот документ содержит телеграмму Гамелена к генералу Вейгану от 12 марта 1940 года. В телеграмме Гамелен подтверждает Вейгану, что по его мнению, операциями на Среднем Востоке должно руководить английское командование, а операциями на Кавказе — турецкое командование, так как эти операции будут проводиться, главным образом, турецкими вооруженными силами при содействии авиации и, возможно, специальных контингентов союзников. Вейган «может связаться с маршалом Чакмаком по этому вопросу и участвовать во всех подготовительных исследованиях на Среднем Востоке». Он посылает Вейгану через курьера сводную докладную о действиях на Кавказе.
ДОКУМЕНТ № 4.
4-й документ шестой «Белой книги» представляет собой телеграмму французского посла в Анкаре Массильи министерству иностранных дел в Париже от 14 марта 1940 года. Телеграмма касается разговора между послом Франции и турецким министром иностранных дел о бомбардировке Баку и Батуми. Посол не ожидает никаких трудностей со стороны турецкого правительства. Телеграмма гласит: «Во время моего вчерашнего посещения министра иностранных дел, последний по собственной инициативе показал мне поступившую ночью телеграмму, в которой турецкий представитель в Москве сообщает о беседе с послом США. По мнению американского посла, русские настолько озабочены опасностью бомбардировки и пожара в нефтяном районе Баку, что советские органы обратились к американским инженерам с вопросом, можно ли, и каким образом, потушить пожар, вызванный бомбардировкой. Инженеры ответили будто бы, что вследствие применявшихся до сих пор способов эксплоатации нефтяных полей почва настолько насыщена нефтью, что пожар неминуемо распространится на всю соседнюю область. Пройдут месяцы, пока удастся потушить пожар, и годы пока можно будет снова организовать добычу. Что касается защиты населения, то с этой целью следует перенести город на 50 километров от его нынешнего местоположения.
Что вы скажете на это? — спросил меня Сараджоглу. Я ответил, что современные бомбардировщики безусловно имеют достаточный радиус действия, чтобы достигнуть Баку из Джезире или Северного Ирака. Но при этом необходимо будет пролетать через турецкие и иранские области.
«— Вы, стало быть, опасаетесь возражений Ирана?», — сказал министр. Яснее он ничего не заявил относительно того, что трудности не возникнут со стороны Турции. Было бы бестактным, если бы я вынуждал его высказаться точнее. Поэтому я больше не касался этого высказывания. Оно тем не менее очень характерно и я разрешаю себе, ваше превосходительство, специально обратить ваше внимание на это. Я об этом поставил в известность также своего английского коллегу.
Массильи».
ДОКУМЕНТ № 5
В документе № 5 содержится план генерала Гямелена, датированный 16 марта 1940 года, в котором разбирается вопрос о создании новых фронтов. Хозяйства Германии и Советской России должны быть ослаблены путем прекращения подвоза шведской руды и румынской нефти. Намереваются проводить «стратегию изнашивания германских вооруженных сил». В плане ведения войны, составленном главной ставкой, говорится: «Так как положения, изложенные «в военном плане на 1940 год», остаются основой наших действий, то рекомендуется в связи с подписанием русско-финского мира установить, какие операции можно провести в ближайшее время, чтобы нанести Германии если не решающий, то чувствительный удар. На суше в данное время, видимо, очень трудно достигнуть существенных результатов. Поэтому нужно принудить Германию отказаться от нынешней позиции выжидания. Первое, что необходимо — это усиление блокады. Наряду с хозяйственными результатами, которых можно ожидать от этого мероприятия, нужно преследовать цели: 1. Возможно, что в интересы Германии вводит не задевать Голландию и Бельгию потому, что эти страны дают Германии возможность в широких размерах избежать влияния блокады. Строгое контингентирование ввоза в Голландию и Бельгию могло бы привести к тому, что Германия предпримет решительные шаги и нападет на Бельгию и Голландию, так как в этом случае эти страны в хозяйственном отношении принесли бы ей незначительную пользу.
2. Бельгию и Голландию Германия использует, главным образом, для связи с внешним миром в то время, как Швеция поставляет Германии необходимое сырье, а именно железную руду. Нужно стремиться прекратить эти поставки. Этого можно добиться, заявив, что поставки определенных важных изделий, как например металлоизделия, через нейтральные страны, граничащие с Германией, означают прямую помощь и могут привести к репрессиям. Таких образом, Швеция могла бы только под угрозой блокады поставлять Германии железную руду. Также и Норвегия могла бы допустить транзит через свою территорию, подвергаясь такому же риску. В случае, если обе страны подчинятся, цель будет достигнута. В противном случае, нужно было бы нарушить их морскую торговлю. При таком положении вещей могло бы случиться, что Германия решила бы реагировать на это и начала бы военные действия против Швеции. Тогда мы должны быть готовы к ответным действиям. Для этой цели во Франции и Голландии должны быть готовы первые эшелоны для посылки в Скандинавию либо для контратаки, либо в качестве средства предупреждения.
3. Прекращение экспорта советской нефти в Германию с Кавказа поставило бы вопрос об открытии военных действий против СССР. Здесь возникает проблема содействия Турции этим мероприятиям, или, по крайней мере, ее согласия на эти мероприятия. Что бы ни происходило на востоке, не надо забывать при этом о позиции Италии. Как бы там ни было, но бомбардировка нефтяных районов Баку и Батуми могла бы в значительной степени помешать снабжению Германии горючим. Согласно планам, намеченным в свое время, для этого предназначалось 9 соединений самолетов. Командование французским военно-воздушным флотом представит для этой цели четыре соединения, остальную часть — английский военно-воздушный флот. Эти соединения имели бы свою базу в Джезире, где для этого имеются подходящие условия. Кроме того должны быть созданы базы также в Азиатской Турции. Командование французским военно-воздушным флотом могло бы уже теперь начать бомбардировку Закавказья, используя два соединения тяжелых бомбовозов, которые могут быть усилены двумя соединениями средних бомбовозов. Эти самолеты, если обстановка на французском фронте позволит, можно будет взять из французского военно-воздушного флота. Операциям в воздухе можно оказать действенную поддержку:
1) Действиями военно-морского флота, который должен нарушить судоходство на Черном море. Для этого нужно использовать в основном французские и английские подводные лодки. Их проход через проливы должен предполагать открытое или молчаливое согласие Турции. Далее они должны использовать базу на берегах Черного моря в Малой Азии.
2) Действия на суше могут быть проведены только Турцией и могут быть поддержаны некоторыми частями наших войск, расположенных в Ливане. По настоянию Англии Иран мог бы также принять участие в этих операциях.
3) Принимая во внимание все возражения, сделанные по этому поводу в течение последних месяцев войны, нужно как можно скорее начать установку мин в реках и начать действия авиации. Таким образом, можно частично парализовать внутренний речной транспорт Германии. Во всяком случае русско-финский мир не должен изменить планов западные держав, намеченные на 1940 год. Этот мир должен побудить нас действовать быстрее и решительнее. Комбинируя мероприятия блокады с некоторыми военными операциями, мы можем не только усилить экономическую изоляцию, но и вынудить Германию отказаться от своей позиции выжидания. Опыт шести месяцев войны показывает, что нейтральные страны боятся Германии. Не применяя к ним угроз, мы должны им дать почувствовать нашу силу. Вполне понятно, что дипломатические и военные действия должны быть одинаково энергичны.
Гамелен».
Красная звезда. 1940. 5 июля (№ 155).